
Размышления в год 1030-летия Крещения Руси …
Наши знания о Крещения Руси основаны главным образом на летописных рассказах из «Повести временных лет». Однако если воспринимать текст летописи буквально и без должного критического восприятия, то картина событий, связанных с Крещением Руси, претерпевает значительное упрощение, переходящее в ошибку. «Повесть временных лет» по стилю и по смыслу представляет собой продолжение библейской истории народов Земли на примере отдельно взятого русского (славянского) народа, и относиться к ней нужно соответствующим образом, делая скидку на применяемые автором эпитеты, аллегории и иносказания. Например, когда летописец говорит о 800 наложницах князя Владимира, он тем самым уподобляет его царю Соломону, у которого число жён и наложниц тоже исчислялось сотнями. А в истории крещения княгини Ольги есть отчётливый парафраз с библейской легендой о посещении того же царя Соломона «царицей южной». Помимо этого, чтобы возвеличить в глазах читателей личность как князя Владимира, так и важность события, произошедшего в 988 г., автор летописи намеренно омрачает период, предшествующий этому событию, принижая как самого князя, так и весь русских народ, представляя население Руси поголовно дикими и дремучими язычниками-изуверами. Согласно ПВЛ Также, по-видимому. Нужно критически относиться и к легенде «о выборе веры», которая является, скорее всего, более поздней вставкой в ПВЛ, поскольку в ней восточное православное христианство и западное католичество представлены как две разные религии, в то время как до церковного раскола 1054 г. оставалось ещё более полувека.