Александр Давыдов. Кража, порча и подмена сознания. Часть 3.

156

Есть важнейшие символы сознания, это не бренды, конечно. Отношение к таким символам выращиваются в человеке всю жизнь, начиная с младенчества. Когда родители кормят, ухаживают за ребенком, они растят в его сознании ценность большого кластера символов «Семьи». В кластер входят символы «папа-мама», «бабушки-дедушки» (если участвуют), «братья-сестры», родственники, семейные традиции, праздники.

Это некоммерческие, ничейные, общие символы сознания, потому что у всех есть папа-мама. Никому не надо специально продвигать символ папа-мама, потому что он установлен и продвигается самой жизнью семьи. Общие символы сознания – это инфраструктура общественного сознания, без которой общество не живет. Без кластера символов «семья» нет воспроизводства людей, государства, общества.

Так вот, большая проблема в том, что символы общественного сознания можно так же портить, красть и подменять, как и коммерческие бренды. Занимаются этим и компании, и государства, и глобальные группы. Процесс разрушения символов общественного сознания зашел далеко. С определенного уровня деградации общественные символы перестают функционировать и общество деградирует и разрушается.

Как реклама компаний разрушает сознание

Реклама — самый мощный канал управления сознанием, в ней тратится больше всего денег, работают самые квалифицированные специалисты по управлению сознанием. Так как рынок растет, то растет и реклама, на которую тратится доля от продаж. Вместе с рекламой непрерывно растет влияние компаний на сознание общества.

Как мы говорили, опасно даже превышение ценности брендов над ценностью общих символов, типа «семья», «родина». Тогда личное желание потребления снижает рождаемость, угнетает семью и патриотизм. Но ситуация еще хуже, бренды вовсе не нейтральны к общественным символам, они за их счет наживаются.

В рейтинге брендов цена Кока-Колы – $80млрд. Как бренд простейшего продукта стал таким дорогим, приобрел такую привлекательность? Понятно, что через рекламу. Не через вкус, или полезность напитка, которые неотличимы от других, а именно через рекламу, – то есть через воздействие на сознание общества.

Какие должны быть затраты на рекламу для такой мощной привлекательности в $80В? Простой рекламой типа – «пейте сладкую водичку, она тонизирует» – такую цену не получить, невыгодно. А какая реклама выгодна? Та, в которой бренд даром забирает заряд (силу привлекательности) другого, заведомо более привлекательного символа. Поэтому в рекламе стараются поместить рядом с брендом символ женщины, детей, природы, и другие сильные и привлекательные символы. Сила привлекательности «ничьего» символа переходит на частный бренд, который в сознании ассоциируется (связывается) с символом.

Самые сильные и устойчивые символы сознания — те, что впитаны с детства и усиливаются всю жизнь. Структуры сознания созданные в детстве и молодости — мощные и запечатленные на всю жизнь, и поэтому используются в рекламе.

Плохо то, что сам символ изнашивается от использования в рекламе. Он в свою очередь тоже начинает ассоциироваться с рекламируемым товаром-брендом. От одной рекламы символ не пострадает, вес символов в сознании разный, но от постоянного потока рекламных москитов, откусывающих микроскопические кусочки символа и заменяющих на кусочки своих брендов, общественный символ в сознании мутнеет, грязнеет, теряет силу привлекательности, разрушается.

Еще хуже ситуация, когда бренд набрал такую силу, что его заряд может сравниться с зарядом общего символа. Тогда у бренда возникает искушение захватить общий символ. Приведу пример наглого рейдерского захвата. Думаю все вспомнят, как однажды компания напитков К-К выпустила невероятно массированную, до уровня тотальной промывки мозгов, рекламу с праздничным поездом «К-К — Новый год». Реклама шла по телевидению всего мира и насильно замкнула в сознании два символа — «Рождество-НГ» и бренд «К-К». Вся огромная общественная ценность символа Рождества-НГ, созданного миллиардами родителей, фильмами и книгами, веками празднования таинства рождения богочеловека, вся эта ценность-привлекательность перешла к бренду К-К. Потратив десяток миллиардов долларов на рекламу, цена бренда выросла в разы больше потраченного. Пиратство символов сознания оказалось крайне выгодным.

Теперь вопрос — а ценность символа «Рождества-НГ» после замыкания его на бренд К-К  – сохранилась? Проще говоря – изменилось ли отношение к «Рождеству-НГ» в общественном сознании? Конечно изменилось, заряд привлекательности кратно уменьшился. Таинственный, волшебный праздник обновления мира после его смычки с брендом К-К, сразу оплошал, опустившись до символа материальной баночки сладкой водички. Праздника почти не стало. И вы чувствуете, что с каждым годом праздник НГ вас все больше разочаровывает. Мало кто связывает это разочарование с рекламой К-К. В том и сила косвенного управления сознанием, что человек не видит прямого виновника.

Особенно большим ущерб стал для детей. У них нет критичности восприятия, им картинка рекламы заливается прямо в подсознание минуя защитные фильтры, поэтому у них символ чистого праздника просто исчез. Дети вырастут, но каждый год 31 декабря у них в голове вместо «Здравствуй Новый год!» будет звучать — «Здравствуй К-К-Новый год!!». Зато при виде баночки К-К в магазине, будут возникать положительные новогодние ассоциации, и рука сама тянется к баночке с напитком, вредным для здоровья, с ортофосфорной кислотой, и которым отлично очищаются унитазы от отходов жизнедеятельности.

Вот тут я связал К-К с, прошу прощения, – дерьмом, но ведь К-К все еще связана с НГ. И я ловлю себя на мысли, что сегодня нельзя массово К-К связать с этой субстанцией, потому что и праздник НГ пострадает. Они взяли символ НГ в заложники, и пока не ослабнет связь, их бренд остается неприкасаем.

Когда в рекламе бренд связывает себя с детьми, солнцем, цветами, мамой, бабушкой, родиной, то у всех на глазах компания тратит ваши ценности и ваших детей, пачкает и ослабляет чистые символы, наше общественное богатство. От этого страдает отношение к женщине, отношение женщины к самой себе, портится семейная жизнь. Страдает наше отношение к природе. Деградировавшие символы перестают работать — исчезают идеалы, люди перестают совершать выбор в пользу идеалов, которые держат каркас общества. Символы деградируют и вслед им деградирует общество.

Далеко не всегда компании занимаются пиратством общих символов. И не в каждой стране такая жесткая обработка сознания рекламой, как в России. Меня как-то удивила деликатность рекламы в Германии, где сразу заметно, что элита заботится о сохранении символов и жизнеспособности общества. И у нас стали покупать и ставить в рекламу больше знаменитостей, то есть за деньги используют другие частные бренды для подпитки своих брендов.

А вот за проделки с уводом таких общественных символов, как праздник НГ, надо компании бить по самому святому для них — по деньгам. Например, штрафовать на пять-десять цен рекламы, тогда а) будет не выгодно, и б) возникнет самоподдержка отрицательной обратной связи — за счет штрафов вести работу по мониторингу и судам.

Отклонюсь от символов. Реклама — мощнейший способ и прямого формирования сознания за счет авторитета компании. Через прямое заявление реклама может прямо совращать людей, внушать им напрямую. Например, помню рекламный лозунг «Ты этого достойна!», который жестко впечатывался в головы. Такое заявление разжигает в человеке горючую смесь – зависть, гордыню и тщеславие в одном флаконе. И когда мне показывают ролик, где тетка на мерседесе не уступает дорогу, хотя должна, выходит, ругается матом и бьет зеркало встречной машины, то я понимаю, что ее воспитали не только папа и мама, но и эта реклама.

По сути эта рекламная фраза предваряет вопрос студента Раскольникова у Ф.М.Достоевского – «Тварь я дрожащая, или право имею?».  Логично же, раз «я достойна», то и «право имею», и «не тварь дрожащая», могу и зеркало разбить. Это ведь не топором старуху. Вон какие бренды у меня, – «я достойна»! Тетку жалко, какая из нее мама и бабушка? Потом ее ребенок подрастет, глядючи на маму и кушая рекламу, и чего он станет «достоин»? Плохо может кончиться, если рекламу смотрел, а Достоевского не читал.

Поэтому я уверен, что закон должен регулировать рекламу значительно жестче, чем сейчас. Базовые общественные символы и идеалы должны обрести государственную защиту. Реклама не должна разрушать инфраструктуру общественного сознания.

Базовые символы жизнеспособного общества

Эта главка обобщающая предыдущие, без конкретных примеров, но тут я пишу в чем системная ценность символов кластера «церковь». И закрепляю прошлые выводы.

По терминам. Термин «символ» я употребляю в значении «точка привязки» сознания, изложенном в книге Дмитрия Неведимова «Религия денег». Не использую специальный термин «точка привязки», потому а) не хочется вводить непонятные термины в популярной статье, и 2) исхожу из предположения, что каждой общей точке привязки сознания соответствует «символ», известное всем наименование предмета. «Символ», наверное, не только точка привязки сознания, но мне это не важно. Желающих подробней прочитать про «точки привязки», отправляю к книге. Далее «символы» употребляю в значении «точки привязки сознания».

Второе отступление. Я представляю что образ, который ассоциируется с символом (стоит за символом) — объемная картина сознания. Скелет, основу образа формируют связанные точки привязки. То есть образ это «вид» в сознании на связанные символы с какого-то «угла зрения». Образ зависит от связей и зарядов многих символов (точек привязки).

В чем ценность символов сознания, как они действуют? Мне кажется, что механизм действия символов – прост, привлекательность группы символов создает стремление приблизиться к образу, который стоит за символами. Человека привлекает вид образа и он старается воплотить его в свою жизнь. То, что привлекательность образу создает заряд символов, – человек не осознает.

Символы сознания можно объединить в сильно-связанные группы — в кластеры. Например кластер «семья» включает множество символов — папа-мама, дети, братья-сестры, бабушки-дедушки, любовь, родственники, праздники, НовыйГод, подарки, дни рождения и многое другое. Если для человека ценны символы кластера «семьи», то у него есть привлекательные образы на кластер символов «семья» и возникает желание реализовать эти образы, создать свою семью. Причем образы семьи у людей разные, у кого-то есть привлекательность символов «дети» и их привлекательный образ включает много детей. А у других символ дети не настолько привлекателен и образ семьи включает один-два ребенка.

Если у символов кластера «семья» кто-то снижает заряды, то с ними уменьшается привлекательность образа «семьи», снижается желание реализовать образ «семья», то есть рожать и воспитывать детей, ухаживать за родителями, собираться с родственниками на праздники, помогать им в жизни.

Поэтому не удивительно, что с падением ценности символов «семьи» падает рождаемость, возникает демографический кризис, падает витальность страны и экономика и сама страна идет в упадок.

То же и с кластером символов «Родина». Если «Родина» ценна, то человек ее защищает, служит в армии, летит в космос, строит новые города, осваивает новые земли, трудится на будущее страны. А если символы теряют ценность, то возникает вопрос — что я в этой стране делаю?

Общество держится на немногих кластерах базовых символов, это – «Семья», «Идеалы», «Родина», «Бог-Церковь». Если эти символы замутнены, деградировали, то общество и государство деградируют и исчезают, как исчезли Римские империи.

Когда «пуськи» танцуют в храме, или недоумок ловит в храме покемонов, то проблема не в них самих, а в том, что они портят символ «Бог-Церковь». Сам бог не страдает, он поругаем не бывает, но проблема случится у тех, кто молча наблюдает это непотребство. Дети подумают, что храм не ценен, раз его не защищают. И ребенок потом не пойдет в храм, потому что храм для него перестанет быть таинственным местом общения с богом.

Ребенку вместо Рождества-НГ уже подсунули бренд Кока-Колы, а потом еще и сам храм осквернили. Аналогичная история с накатом на Патриарха, который, прежде всего, символ Церкви. Поэтому идут информационные атаки на Патриарха, на священников. При этом не понимают, что именно в кластер символов «Бог-Церковь» встроена защита остальных базовых символов сознания. Не будет защищена ценность «церкви», останутся без защиты «семья», «родина», «справедливость», «любовь». Как только опоганят церковь, после этого остальные символы доломают. Примером служит Европа, в которой «церковь» свалили в нуль и она не может защитить ни «семью» ни «патриотизм», от которых летят последние ошметки привлекательности. Символы заменяют на симулякры и помешать уже никто не может. «Любовь» заменили на «толерантность», а «патриотизм» на «мульткультурность».

И у нас они сильно разрушены, отстаем от Европы примерно на одно поколение, 25 лет. Началось давно, еще в СССР вместо «чести» и «достоинства» пытались внедрить «порядочность». Я не против порядочности, но это субпродукт, ливер вместо настоящего мяса, не должна быть главным блюдом. В наших идеалах есть еще «воля» и «справедливость», которые кстати СССР сохранил.

Все же главный удар идет по символам кластера «Семья». Ценности «семьи» крадутся рекламой и портятся фильмами, книгами. Интернет-порнография превращает женщину в отчужденный объект, в предмет использования, отучает мужчину от самой возможности семейной любви.

И если символы «семьи» перестают быть огромной ценностью, то семья становится не нужна. Разводы растут, рождаемость падает.  Попытки государства воздействовать на финансовом уровне корректируют рождаемость, но не могут ее изменить, именно здесь сознание важней материальных условий. По статистике 2016г. на женщину фертильного возраста приходится 1,75 ребенка. Воспроизводство населения возникает при цифре больше 2,3. Поэтому каждое следующее поколение на четверть меньше предыдущего. Наше общество вымирает отнюдь не из-за материальных причин, а исключительно из-за того, что не смогло защитить свое сознание, не смогло защитить чистоту и силу своих базовых символов.

Сталин был последний, кто понимал как управлять обществом через символы сознания. Перед тем, как начать индустриализацию и подготовку к войне, он вернул в школу классическую литературу, старые школьные программы. Прекратил большевистское разрушение семьи, запретил аборты. Разгул безнравственности после революции продолжался меньше 10 лет, поколение не успело смениться, и общество восстановило семейную нравственность до войны.

Сейчас ситуация много хуже, на безнравственном поле выросло уже целое поколение и легкого восстановления общества не будет. Но чтобы жизнеспособность общества начать восстанавливать, надо немедленно закрыть краны той грязи, которая льется на символы «семьи» и другие базовые символы. Механизм прост – нравственность создает цельность личности, которая придает личности невероятную крепкость, а народу – непобедимость. Без восстановления нравственности как выиграть войну?

Нужна государственная защита от кражи и порчи ценностей основных символов общественного сознания, включая ценности семьи, страны, веры.

Интернет создает совсем тяжелую ситуацию с сознанием, персонифицированный информационный концлагерь, матрицу сознания. Очевидные первичные меры обсудим в 4-й части.

 

Александр Давыдов, председатель совета директоров  NAUMEN,

Специально для РНК  

 

 

 

Еще по теме:

Александр Давыдов. Кража, порча и подмена сознания. Часть 1.

Александр Давыдов. Кража, порча и подмена сознания. Часть 2.

 

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: