35 лет назад закончилась десятилетняя война в Афганистане и были полностью выведены советские войска. Более 14 тысяч наших воинов сложили голову, выполняя интернациональный долг.
Вечная память воинам, павшим в боях за наше Отечество!
Всем здравствующим воинам-интернационалистам желаем крепкого здоровья, боевого духа, благополучия в семьях, мира, добра и веры!
15 февраля 1989 года последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана. Это событие ознаменовало для Советского Союза окончание Афганской Войны, которая продлилась почти десять лет и унесла жизни почти 14,5 тысяч советских граждан. Среди всех республик бывшего СССР наибольшие потери понесла РСФСР.
Отстранение от власти, а затем и убийство президента Тараки было расценено нами как контрреволюционный переворот. Советские руководители пришли к убеждению о невозможности иметь дело с узурпатором власти Хафизуллой Амином, который, хотя и клялся нам в своей лояльности, был совершенно непредсказуем.
Идея созрела довольно быстро: необходимо привести к власти в Кабуле представителей немногочисленной, но активной антиаминовской оппозиции. Постановление об оказании ДРА военной помощи (путем ввода на его территорию контингента советских войск) на основании подписанного 5 декабря 1978 года советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, было принято 12 декабря 1979 года по предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану, в состав которой входили Андропов, Громыко, Устинов и Пономарев. 25 декабря 1979 года в Афганистан вошла 40-я армия под командованием генерал-лейтенанта Юрия Тухаринова (с 1987 года командующий армией – генерал-полковник Борис Громов).
Практически сразу армия была усилена вертолетными частями и истребителями-бомбардировщиками с баз ТуркВО и САВО. Одновременно с вводом войск была осуществлена операция советских спецслужб под кодовым названием «Шторм-333» по физическому устранению главы Афганистана Хафизуллы Амина. Его сменил Бабрак Кармаль, стремившийся достичь согласия с противниками и расширить социальную базу своей администрации. Проявлением этого курса был, в частности, начавшийся в 1981 отказ от аграрной реформы. Однако добиться примирения не удалось, и установившийся режим оказался полностью зависимым от советской военной, технической и финансовой помощи.
Группировки повстанцев пользовались поддержкой США и других государств. В 1980-е годы военные действия развернулись по всему Афганистану. Контингенту советских войск и солдатам афганской армии противостояли повстанцы, получившие название «моджахедов» («бойцов за веру»). В 1986 в результате государственного переворота Кармаль был смещен, его место занял Мухаммед Наджибулла, генеральный секретарь ЦК НДПА и член Революционного совета (высшего органа государственной власти). В ноябре 1987 года в соответствии с новой конституцией Наджибулла собранием представителей всех слоев населения был избран президентом страны, которая стала называться Республикой Афганистан.
В апреле 1988 года СССР и США пришли к соглашению о невмешательстве в дела Афганистана. В соответствии с достигнутыми договоренностями в мае 1988 года СССР начал вывод войск из Афганистана, который закончился 15 февраля 1989 года.
Ежегодная «списочная численность» советских частей составляла от 80 тысяч до 104 тысяч военнослужащих. Всего за десять лет через Афганистан прошли 620 тысяч советских солдат и офицеров. До 15 февраля 1989 года, согласно официальным данным, погибли 14 453 советских военнослужащих.
По глубочайшему убеждению тех, кто любит Россию больше, чем служебное кресло, ввод войск в Афганистан был целесообразен. Мы были тогда Империей, у нас были свои геополитические интересы. Если бы туда мы не ввели войска, то американцы поставили бы там ракеты «Першинг».
Сегодня для всех понятно, зачем еще нужна была эта война: мы защищали Отечество, своих детей и близких от абсолютного зла – наркотиков, которые, после входа в Афганистан американцев, потоком хлынули в Россию.
Слава воинам, сражавшимся за нашу Родину в Афганистане!
Источник: mccvu.ru
День памяти воинов-интернационалистов
Если раньше советское правительство делало основной упор на силовой вариант решения афганской проблемы, то после того, как к власти в СССР пришел Михаил Горбачев, тактика была кардинально изменена. Политический вектор поменялся. Теперь во главу угла поставили политику национального примирения.
Афганистан: война, любовь и голые коленки
Рамиль Салимагараев, десантник, Москва:
– У афганцев совсем другое отношение к жизни и смерти. И к войне. Помню, во время одной из операций вертолетчики взяли меня на борт – боезапас подавать. Полетели «обрабатывать» ущелье, которое кишело духами. А нас оттуда тоже «обрабатывают» из всех стволов по-черному. Мы отстрелялись, заходим на новый вираж, перелетаем в соседнее ущелье – а там мужик с конем на склоне землю сохой пашут. Спокойно так, как ни в чем не бывало. На грохот, стрельбу и взрывы в соседнем ущелье – ноль внимания. Обычное дело, рабочий момент – война. Меня это потрясло тогда до основания. Потом привык.
Дмитрий Федоров, пулеметчик, 860 МСП, житель Коломны:
–Под Файзабадом в бою тяжело ранило одного из нашей роты, татарина. Лежит, признаков жизни не подает. А духи из всех стволов по нам работают. Спасать надо. Я говорю своим – грузите его на меня. Взвалили. А он тяжелый, килограмм за сто. Я и рванул, как сохатый по сушняку. Так быстро я больше никогда не бегал – ни до, ни после. Бегу, петляю, как заяц, а они по мне садят. Одна пуля на мне ремень пополам разрубила, другая погон на плече снесла, третья флягу прошила. Всего «обнесли». А на теле – ни царапины. Во как бывает. А татарина так и не спасли тогда. Три дня над ним врачи колдовали – так и не вывели из комы… Мне эта пробежка потом много раз снилась. В холодном поту просыпался.
Сергей Сысолятин, медбрат (по афгански – «пинцет»), город Орск Оренбургской области:
– Одно время душманы приноровились ставить противотанковые мины с задержкой взрыва. Штырек с пружиной ставят над взрывателем вертикально на каком-то расстоянии на слабой пружинке. Один танк проехал – штырек опустился. БТР надавил – тот опустился еще иже. И так несколько раз. И где-то в середине колонны происходит взрыв. В нашей колонне несколько единиц техники над такой миной проехало. Штырь вдавился и завис в миллиметре от взрывателя. Или еще ближе. Один из бойцов прыгнул с борта и приземлился сапогами аккурат на этот штырек. Видно, этого усилия тому и хватило. Прямо перед лицом десантника ахнул взрыв. Он отлетает в сторону. Я подбегаю к нему – живой еще… Но разворотило его всего с ног до головы. Трогаю за нос – он в моей руке остается. Вытаскиваю язык – чтобы дыхание освободить – то же самое. Так на моих руках и скончался, бедолага.
Дмитрий Щеглов, Оренбург:
Во время одной и операции в ауле зашли к одному из местных бабаев. Маленький такой, сухой, худенький. Сидим, чай пьем, разговариваем. А бабы его из женской половины одна за другой к нам забегают – еду приносят, чай, лепешки. Мы его спрашиваем: слышь, бабаеныш, а сколько у тебя жен? Восемь, говорит. А что, аллах разрешает. Мы примолкли. А детей, спрашиваю, сколько? Пока четырнадцать. Мы поперхнулись. Вот такой крутой бабай нам тогда попался. Мы у него барана купили, суп сварганили. Это был самый вкусный супец в моей жизни…
Рамиль Салимгараев, десантник, Москва:
При мне духу с трех склонов из ДШК разведчиков накрыли, которые в ущелье в зеленку вошли. Ударили одновременно, трассерами. Эти очереди в узкой полосе зеленки и сошлись. Там места живого не осталась. Ну, думаю, хана пацанам… А вечером выяснилось, что даже царапины никто не получил. Как потом выяснилось, разведчики в зеленке вдоль ручья обнаружили какой-то полуметровый бортик из камней. Видимо, кто-то из душманов хотел там домик построить. Начал стены возводить, да так и не закончил. На полметра над землей только камней и хватило. Но им этого хватило. Они во время обстрела вдоль бортика прилегли – один за другим, живой цепочкой. Борт все пули на себя и принял. Так несколько часов и пролежали, пока у духов боезапас не кончился. Потом поднялись, отряхнулись и дальше порысачили.
Дмитрий Федоров:
Вернулся после Афгана домой, по улицам хожу, на девчонок таращусь. И ловлю себя на мысли: черт меня дери, да они же практически все голые! В Афгане-то бабы в каких-то черных мешках ходят, даже глаз не видать. А тут – голые коленки, тонкие талии, изящные плечики. Не жизнь, а песня!
Павел Ведешкин, разведчик, город Медногорск Оренбургской области:
Вернулся из Афгана, прилетел в Ташкент. Вышел в город, начал пить. Стакан, другой – не берет. Видно, накопленное нервное напряжение за эти полтора года стало настолько сильным – даже водка не расслабляет. Только в поезде и отпустило. В Самаре дал телеграмму матери: встречай, мамочка. Поезд приезжает в мой родной городок. Стоит три минуты, как положено. Выхожу из последнего вагона, гляжу – на другом конце перрона мамуля бегает, меня высматривает. Вагоном, видать, ошиблась. Ноги сразу стал ватными, к земле приросли – шагнуть не могу. Мама обернулась, увидела меня. Бежит ко мне, спотыкается, руки вперед тянет. Умирать буду – вспомню, как мать тогда ко мне бежала…
…Вот такая была война. Такие переживания.
Всех «афганцев» – с Днем вывода войск! Помяните павших, поздравьте живых. Живите долго и счастливо!
Источник topwar.ru
Фото: Последняя колонна советских войск пересекает афгано-советскую границу, 15 февраля 1989 года, фото А. Соломонова. wikipedia/ wikipedia