Александр Давыдов: Возвращение семьи. 4. Опоры, введение

221

В 3-й главе говорили, что внедрение идей – основной механизм изменения человека и общества. Самые важные тысячелетние комплексы идей-веры определены, как «Опоры». Именно они по крупному изменили человека, общество, культуру, критерии добра и зла в обществе.

Вводное слово

Понимаю, что последующий текст – против устоявшихся «либеральных» и материалистических взглядов. И мне 15 лет назад было сложно представить, что значительная часть «либеральных» представлений о мире — это иллюзии, подделки (фейки). Почему это мировоззрение составляет проблему? Потому, что оно по сути – античеловечно, разрушительно для людей и общества. Почему же общество не поднимает тревоги, а молча идет на заклание? Потому что вернуться к идеализму и к православию – сложно. Советские старики в основном оказались не способны на отвагу веры, и потому молодым передать православие просто некому. Мне жаль молодых, которые не знакомы с православием, в результате они знают один единственный «либеральный» мир, и у них самих мало шансов разобраться в основах мира.

Мой опыт включает длительное, по 15 лет, принятие и проживание в трех мировоззрениях — советском, «либеральном» и в нынешнем — консервативном. В «либеральном» мировоззрении, точнее, в наборе стереотипов, который им обычно называется, я пребывал с начала перестройки до начала нулевых, пока мои стереотипы не разрушились событиями на Дубровке и в Беслане. Я остро переживал, не понимая, что происходит. «Либерализм» говорил, что мы такие же, как запад, только слегка отсталые. Мы типа – демократия, а демократические страны не воюют и не убивают друг друга. Сомнения возникли с Белграда, но там напали не на нас. И вот заказчики событий Беслана нам четко показали наше место, выяснилось, что нас можно гнобить и убивать. Мы должны слушаться и отдать все, что попросят. Мы не имеем права распоряжаться тем, что формально наше, – нашей территорией, богатствами, недрами. «Либерализм» и «демократия» оказались специально изготовленной иллюзией, ширмой за которой потрошат таких как мы, лохов.

«Либерализм» для меня сдох, картины мира нет, осталась пустота понимания. Если нас убивают по заказу приличных людей, то мы что — неприличные? Мы что, как общество, не имеем права на  жизнь? Тогда пришлось ответить на вопросы: Кто мы? Куда идем, есть ли у нас свой собственный путь? Чем мы отличаемся от других, что особенное несем миру? Это были крайне мучительные вопросы, на которые было сложно отвечать в начале нулевых. Сейчас – проще, многие ответы сейчас очевидны, время работает на нас.

Все, что я здесь пишу, давно описано, можно найти по отдельности во многих книжках, и гораздо более подробно и аргументировано. У меня другая задача. По профессиональной привычке мне хочется структурности и практичности знаний, чтобы их было легко применять. А такого изложения я не нашел. Поэтому я здесь мало доказываю и объясняю, а скорее — конспективно структурирую. Людям православным надеюсь будет понятно, а неточности и приблизительности, тоже надеюсь, они мне простят за достижение цели.

В чем особенность моего подхода к вопросу? Профессия в бизнесе информационных систем заставляет подходить к знаниям, с точки зрения их практического применения. Узнать не для того, чтобы книгу написать, а чтобы самому измениться и мир изменить.

Из профессии же пришли некоторые понимания, например, – представление об иерархии, как основном свойстве видимого и невидимого мира. В информационных системах есть как иерархия управления объектами, так и иерархия общности, то есть иерархия свойств объектов, иерархия идей-смыслов. Другими словами – частное внизу наследует свойства более общего верхнего. Отсюда вывод (нашего бывшего вождя) — бесполезно решать частные вопросы, пока не решены общие.

Приходится решать вроде бы абстрактные задачи типа определения базовых, опорных идей общества. Но мы оказались в таком странном мире, что именно эти простые базовые общие вопросы сейчас самые актуальные, потому что правильные ответы именно на них разрушены. И простые абстрактные вопросы сейчас оказались самыми практичными.

Какими методологиями я руководствовался? Основной ключ к структуре невидимого мира дает Дионисий Ареопагит в работе «Небесные иерархии», который четко показывает иерархию «управления» невидимого мира. И показывает иерархию смыслов этих субъектов. Это ключевая методика.

Другая прорывная работа — Неведимов «Религия денег», которая показывает скрытую идеологию и религию современного «либерализма» — религию «денег», и ее антагонизм религии христианства. Третья — Дмитрий Куликов с авторами «Судьба империи», в которой перечислены посылы развития средиземноморских ветвей цивилизации. Конечно надо назвать и Льва Тихомирова и Данилевского, которые давно и подробно разработали многие вопросы соотношения культуры, политики, государственности. И других известных — Тойнби, Шпенглер, Вебер и т.д.

Часто авторов в целом я не воспринимаю, а беру только части.  Например, «эзотерик» Шмаков, очень структурно излагает иерархию идей идеального мира неоплатоников в своем «Законе синархии». Если взять оттуда структуру иерархии идей и дополнительно применить представление Дионисия Ареопагита, то можно получить практически применимую идеальную конструкцию, хоть для разработки программного продукта, хоть для управлении обществом.

Понятно, что я представляю субъективный взгляд, но в мою пользу говорят такие факторы:

а) главные (экзистенциальные) вопросы мне не надо решать, они решены христианством за 2000 лет и мной используются, и

б) у меня есть достаточно большой (и удачный) опыт в структурировании проблем разных отраслей при разработке информационных систем, и

в) тема уже лет 15 для меня — основная.

Эти обстоятельства придают мне уверенности в том, что я могу структурировать основы общества.

Опоры настоящие

Как православному человеку, мне крайне интересно понять волю Божью о мире, который им создан. И прежде всего – о человеческом обществе. Эта воля давно проявлена и человек живет на земле, только пока ее выполняет.

Общества за прошедшие тысячелетия закрепили в традицию и в культуру идеи-Опоры, и эти идеи были совсем не случайные. Традиционные Опоры — это крупнейшие ступени познания истины (Бога), а их общественный отбор – результат общественного испытания истины («по плодам их узнаете, кто они»).

Сейчас у нас этап истории, когда резко ускорились подмена и разрушение  Опор, расчеловечивание. Человек идет против воли Божьей. Нам надо – по возможности, восстановить, не дать подменить и разрушить Опоры, – главные достижения человека за всю его историю.

Мне видно пять традиционных «Опор» общества:

1) Семья

2) Невидимый идеальный мир

3) Государство

4) Единый Бог, создатель видимого и невидимого, сначала был Богом для иудеев

5) Троица, Бог для всех, искупитель грехов всего мира, Бог – любовь, Бог — личный для каждого

Формулу Опор со 2-й по 5-ю я увидел в книге «Судьба империи» Дмитрия Куликова с соавторами. Там они названы «посылами» для ветвей средиземноморской цивилизации. Посылы это то, что «посылает», – придает импульс движению и развитию. Конечно это правильно, но для меня – это не просто «посылы», а открытия, грани Истины, прошедшие испытания и ставшие затем Опорами обществ.

Современному человеку трудно представить, что самые большие достижения человечества — это не технические изобретения, а такие очевидные  и простые вещи, как Семья, Идеалы, Государство, Троица. Он не понимает, что эти Опоры затрагивают саму суть человека, его божественный образ. И именно они сегодня быстро разрушаются, а он остается в их подменах и подделках. Ему оставляют товары и технические достижения, по сути — занимательные детские игрушки, которые не задевают сути человека, не дают счастья, и не значат даже сотой доли от значимости простых Опор.

Эти идеи-Опоры были испытаны многими поколениями, и каждая из них в истории становилась главным смыслом какого-то общества. Примеры:

1) Семья

Семья – главный смысл жизни людей и источник жизни общества. До определенного времени, до конца племенного строя, Семья была единственной Опорой общества.

Главное, что Семья — это первичный генератор человеческих смыслов в родившемся человеке. ВСЕ смыслы Опор воспроизводятся в Семье, поэтому без Опоры-Семьи все остальные Опоры рушатся. Почему так? Семья – это общественный организм, в котором биологические животные инстинкты органично перерождаются в человеческие, то есть в божественные. Настоящее, истинно человеческое тождественно божественному, потому что человек это тот, кто был создан по образу и подобию Божьему, а не то животное из материала которого он создан. Поэтому именно в Семье, в генераторе человеческого в человеке, рождаются и закрепляются основные идеи общества, Опоры общества.

Если опора-Семья разрушается, то разрушается все общество. Без традиционной Семьи любое общество достаточно быстро увядает, и перестает существовать за несколько поколений. В Западном Риме, в период разрушения, семья была в упадке. Низкая рождаемость быстро уменьшала население, процветал гомосексуализм и половые извращения.

Все, что мы наблюдаем сегодня, было и тогда. Сейчас состояние Семьи не лучше. Плачевное состояние Семьи — признак приближения конца общества. Священник Дмитрий Смирнов, настоящий гуру в теме семьи, отводит российскому обществу 50 лет жизни при сохранении тенденций в семье. Что согласуется с цифрами российской статистики: сокращением каждые 20-25 лет численности следующего поколения на 27-30% к предыдущему, разводах за 60% от браков, убийств детей по 800 тысяч в год, и 22-26% семей матерей-одиночек. Европе он отводит еще меньше, – лет 20.

2) «Невидимый идеальный мир»

«Невидимый идеальный мир» стал смыслом жизни обществ древних греков, обществ полисов. Греки понимали и принимали существование идеального мира, сделали общественно-значимой философию, математику, архитектуру и искусство, то есть создали высокую культуру, и, что характерно, – массовую высокую культуру — для всего общества граждан. Греки ходили в театр не развлекаться, а познавать идеалы, получать откровения из Идеального мира, основным жанром была трагедия. И архитектура у греков была не утилитарна, она тоже приносила свет, идеальное в ужас материального мира. Посмотрите даже на нынешнюю Пальмиру. Легко представить, как в прошлые века в прекрасные ворота Пальмиры входили торговые караваны грязных людей и верблюдов и шли по прекраснейшей дороге прекраснейшего города в пустыне. Это созданное прекрасное, ничем материальным не обусловленное, пришедшее ниоткуда, с неба, возвышало любого человека, ступавшего в Пальмиру. Привнесение идеального, прекрасного в материальный мир стало главным смыслом жизни общества древних греков. Греческая цивилизация существовала на двух Опорах — на Семье и на Идеальном мире. Именно отсутствие идеалов было для них варварством.

Рим тоже воспринял идеальное у греков и вначале имел эту Опору. Но потом искусства не осталось, осталось развлечение. Это признак того, что исчезла Опора на Идеальное. В Риме в определенный период развлечения заняли основное место. На моей памяти в СССР существовало искусство, как поиск идеального, и его было не мало. При мне – Тарковский, Шукшин, Бондарчук в кино, Любимов, Эфрос в театре были не просто режиссерами, а теми, кто находил и вселял в людей высокие смыслы. Опоры христианства тогда не было, и они пытались восполнить потерянное идеалами. Сейчас искусство не может конкурировать по смыслам с христианством, но и не в состоянии, осмысливать современных людей через призму христианства и нести идеалы в мир, как, например, Брейгель-старший или Ф.М.Достоевский. Фактически искусство, как несение идеального в мир, сейчас тоже исчезло. Как исчезла и настоящая, идеальная архитектура.

Россия получила христианство на ранней государственной стадии. И Россия не вела до этого интенсивных поисков идеального, как греки. Поиски идеального в России велись уже от Бога после многих веков укоренения православия.

Далее излагаю непродуманную гипотезу. В небесных иерархиях Дионисия Ареопагита идеальное начинается в нетварном свете исходящем от Господа. Нетварный свет содержит не только идеальное, но нисходя вниз по иерархии, он расщепляется на иерархию идей. Идеальное и божественный свет некоторые даже представляют самостоятельными сущностями, без Бога, что очевидно не так. Греки до Христа не знали, что идеальное исходит от Господа, не понимали источника идеального. Потому идеи у Платона и Плотина образуют самостоятельную иерархию, не имеющую источника. Такое представление становится искушением и сегодня, рождая представления типа как у иллюминатов, обожествляющих нетварный свет сам по себе, как не от Бога.

Складывающееся молодое русское общество с самого начала оказалась с Богом, долго строило Опору-христианство. Поэтому русское общество начало исследовать и вытаскивать идеальное довольно поздно. И вытаскивало идеальное в мир не снизу божественной иерархии, как греки, и не сбоку иерархии, как европейцы в период Возрождения, когда исследование идеального шло независимо и вопреки христианству. Россия исследовало идеальное и вытаскивала его в общество, освоив Христианство, вобрав его в культуру. Идеальное проникало в культуру уже через призму Христианства. Если смотреть через призму иерархии Дионисия Ареопагита — то идеальное проникало сверху, от Бога, естественным образом.

Поэтому в России идеальное в культуре созрело позже Европы, но оно зато стало неотъемлемой частью христианства. В результате русская литература оказалась самой содержательной в мире частью высокой культуры. То же касается и музыки. Именно опора-Христианство помогла России создать опору-Идеальное. К сожалению, это в прошлом.

3) Государство

У греков были небольшие государства-полисы, но не было обширного сильного государства, способного защитить своих граждан от крупных внешних врагов. Маленький греческий полис мог выстоять против дикого племени, но был беззащитен против крупного государства с армией и флотом. Греческий мир регулярно уничтожался варварами, – мир для греков был ужасен.

Первое сильное и «неварварское» государство появилось у римлян, воспринявших от греков идеальный мир и добавивших Опору Государства. Долгое время, до упадка, Рим существовал на трех Опорах — Семьи, Идеального мира и Государства. Идея могучего Государства,  способного защитить граждан, и которым можно гордиться, – стала главным смыслом жизни римлян. Идея правового государства-империи позволила Риму сильно увеличить масштаб общества, но и она себя со временем исчерпала, как главная Опора. В конце своей жизни Западный Рим утратил Опоры и Семьи и Идеального и не смог устоять.

Россия создала свое государство-империю под воздействием внешнего давления. Сначала давление Орды сформировало основные черты единого русского государства-империи, затем давление Запада закрепило его, и усилило. Главная проверка опоры Государства случилась в смутное время 1600-х годов. Оказалось, что в народе опора-Государство оказалась даже сильней чем в ее «элите». И конечно период Советского Союза внёс огромный вклад в развитие опоры-Государства. То, что опора-Государство в русском обществе сохранилась – свидетельствует и восстановление государства после смуты 90-х годов, и отношение народа к оранжевым революциям, и отношение народа к прозападной части элиты.

4) Закон-завет единого Бога для иудеев

Закон-завет единого Бога, данный в божественном откровении, стал смыслом жизни и судьбой народа иудеев. Они рано совершили прорыв к Истине, — единому Богу, давно, – когда не было еще обществ с Опорами «Идеального мира» и «правового Государства-империи». Иудейскому народу было, мягко говоря, непросто пронести и сохранить Истину, божественное откровение, опередившую все общества на многие века. Идея единого Бога стоит выше и Идеального и Государства, и чтобы сохранить откровение Истины, уходили все силы народа. Почему иудеи не создали высокую культуру и государство – империю? Имея Опору Единобожия, Иудеям было неинтересно развитие высокой культуры «идеального мира», а связь веры и племени делала невозможным государство-империю.

Зато они сохранили и пронесли завет Бога до рождения Иисуса Христа. А уже Иисус Христос вывел единого Бога от иудеев ко всему миру, для всех людей и обществ.

Общество иудеев стояло на двух опорах — на Семье и на Едином Боге. Откровение к ним пришло еще на ранней племенной стадии, и вера в Единого Бога была связана с иудейским племенем. Единый Бог Ветхого Завета был Богом только для иудеев. Остальные могли в него верить, но он к ним не обращался и не относился. Появление Иисуса Христа делало Бога одних иудеев — Богом всех, «где нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного». Иудеи не смогли принять такое и разорвать эксклюзивную связь племени и Бога. Они понимали, что тогда племя иудеев, сросшееся со СВОИМ Богом, растворилось бы в общем религиозном мире. Они выбрали сохранение племени и пропустили своего Мессию. Как результат, – прежнее напряженное религиозное чувство иудеев постепенно отступает, племя рассеялось, остается только обряд и искушение «золотого тельца».

5) Христианство

Христианство, было смыслом жизни многих обществ:

а) Христианство сделало Единого Бога, бывшего ранее Богом для иудеев – Богом для всех.

После введения единобожия стала возможным, например, естествознание. Естествознание — логичное продолжение религии. Религия говорит о невидимом мире, естествознание — о видимом. В том и в другом есть «законы», которые суть – воля Божья. Само понятие «закон» означает постоянно действующую волю. Например, закон в государстве — это воля власти. Нелепо правда звучит название «Законы природы» – просто оксюморон, какая воля может быть у природы, смешно право.

Уверен, что естествознание в Европе, как общественное явление, стало следствием двух Опор общества — Идеального и Единобожия. Нужны были два условия — 1) развитая математика, как сущность Идеального мира, такая же, как архитектура и искусство, и 2) общее признание единства мира, мира с едиными законами. Мир, для всех ученых до начала 20-го века, был создан Единым Богом и потому имеет единые законы, так как закон природы — это просто воля Божия о природе. Эти законы можно находить и проверять экспериментом. Если бы мир родился из хаоса, как думали древние греки, не имевшие единобожия, в нем не могло быть единых законов.

Поэтому у греков и римлян не родилось «науки», как общественного явления, естественнонаучная «тусовка» ученых не могла появиться без единобожия, никто бы не дал денег, не стал кормить ученых, делающих бесполезное дело. Деньги давали только на существующее. Идеальное существовало, включая математику, и на него давали деньги еще в Риме и Греции.

И если мир создан единым Богом, значит можно узнать и проверить его волю насчет этого мира. Результат эксперимента не будет зависеть от расположения места, в котором он проводится и от времени. Значит на это можно давать деньги и кормить ученых, что и произошло в Европе

Древние греки и римляне содержали людей искусства, философии, математики, которые добывали из идеального мира прекрасное и идеальное, которое, – для имеющих деньги – точно существовало. Потому что Идеальное было общественной Опорой, принимая формы, кстати, и язычества, многобожия. Конечно, греки тоже открывали «законы природы», выдвигали гипотезы, но у них не было «естествоиспытания», научной методики с повторяемым экспериментом. Всплески познания «законов природы» были у отдельных ученых, но они не стали общественным явлением. На них не дали денег, общество их не признало.

Почему не возникло естествознания у мусульман, которые тоже единобожны? Не зная ислама, могу только предположить, что у ислама должен быть запрет, скрытый или открытый, на изучение воли Божьей. Как вариант, например, — может в исламе у человека есть предопределение, неизменяемая им самим судьба. А раз у человека нет свободной воли изменить свою судьбу, то нет смысла и изучать волю Божью, все равно ничего не изменишь. Тоже напоминает разводку манипуляции, но может я не прав.

б) Восточный Рим первым соединил идею Государства и идею Христианства, показав в сравнении с Западным Римом, что именно вера в единого Бога христиан — может сделать империю единой и устойчивой, продлив существование Рима на тысячу лет. В дальнейшем  стартовали многие христианские империи, включая Российскую.

Единство — это огромная ценность для народа. А без единого Бога, как показал Рим, нельзя создать единый народ и государство. Россия не могла быть создана на язычестве, было множество несоединимых племен. Невозможна единая Россия на многобожестве. И со временем выяснилось, что народы, не создавшие единого большого государства стали навозом истории для роста других народов, лишились своего пути и идентичности.

в) Идеальный мир (и высокая культура, как исследование и внедрение идеального в реальность) был воспринят и стал частью христианского общества с помощью тех же древних греков, сначала в Восточном Риме, а с его падением – и в Европе. Идеальное стало общественно значимым в Европе после разграбления Европой Константинополя и последующим исходом их него людей искусства и науки. Расцвет искусства, музыки, живописи, философии, математики Европы — показатель общественной значимости для них идеального мира. Естествознание опиралось также на Опору христианства – единобожия.

Европа середины второго тысячелетия опиралась на 4, 5 Опоры, то есть на все кроме полноценного христианства. Католичество уже подломило Опору христианства, но еще до конца не сломало. Остальные Опоры тоже уже начали подтачиваться «золотым тельцом», но многое еще сохранялось.

г) В христианстве идея Семьи перенесена в невидимый мир, в отношения человека к Богу, как к Отцу. Семейная любовь — источник любви и к Богу и к ближнему, это один из ключей к пониманию Христианства.

То есть Христианство в сущности опирается и содержит другие 4 Опоры. И принятие обществом Христианства, означает принятие и других традиционных Опор.

Далее будет про нынешние опоры-фейки

Идеи, ставшие  Опорами, возможно даже идея Семьи, проникали в общество и становились Опорами – ступенями, исторически. И много столетий Опоры подвергаются целенаправленной атаке и разрушению. Для этого настоящие Опоры заменяют на поддельные, как сейчас говорят — на фейки.

Про фейковые Опоры «религии денег» напишу в следующей статье

Александр Давыдов, председатель совета директоров  NAUMEN,

Специально для РНК  5 декабря 2017 г.

 

 

Статьи автора по этой теме:

Александр Давыдов: Возвращение семьи. Глава 3. Опоры, введение.

Александр Давыдов: Возврат семьи. Глава 2. Социальный конструктор по обратным связям (ОС)

Александр Давыдов: Возврат семьи. Глава 1. Семейная пенсия

Александр Давыдов: Сильная Россия = новый транспорт + семейная пенсия

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: