Архиерейский Собор. Итоги



Главным итогом завершившегося Архиерейского Собора Русской Православной Церкви стало наглядное подтверждение самого принципа соборности.

 Архиерейский Собор завершился. Зал церковных соборов московского кафедрального Храма Христа Спасителя опустел. Кажется, будто его стены еще хранят отзвуки докладов и обсуждений, конечно же, весьма отличных от парламентских дебатов, но оттого не менее жарких. Это только совсем далекие от Православия люди могут подумать, что “Церковь – не место для дискуссий”, напротив, с древних времен именно соборность всегда отличала Православие от многих других религиозных течений.

Да, непосредственно управляют Поместными Церквами ее Предстоятели, Первоиерархи, но даже текущая повестка всегда обсуждается и принимается коллегиально – высшим органом церковного управления в межсоборный период – Священным Синодом, заседания которого созываются оперативно и регулярно, обычно – каждые 2-3 месяца. Архиерейский же Собор, состоящий из почти четырехсот правящих и викарных архиереев Русской Православной Церкви, согласно церковному Уставу, созывается не реже, чем раз в четыре года. И именно он принимает ключевые решения не только по насущной повестке внутрицерковной жизни, но и по важнейшим темам богословско-канонического характера, церковно-общественным и церковно-государственным вопросам.

Завершившийся Собор не стал исключением. За 4 дня его заседаний с 29 ноября по 2 декабря 2017 года было обсуждено и принято множество соборных решений, на главных из которых стоит остановиться особо. Коротко изложим их в порядке очередности.

День первый

Как уже было сказано в нашем материале “Архиерейский Собор. День первый”, ключевым событием начала его заседаний было выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В докладе Предстоятеля были затронуты такие темы как социальная и благотворительная деятельность, миссия среди молодежи и духовное образование, богословская наука и теологическое образование, религиозное образование и воспитание, монастыри и монашество, миссионерское служение, информационная работа, Церковь и культура, церковно-государственные взаимоотношения и многие другие насущные вопросы. И, конечно, отдельно Святейший Патриарх остановился на событиях 100-летней давности, проходящих на фоне революционной трагедии 1917 года заседаниях Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов, восстановившего в Русской Церкви Патриаршество. Именно к этому юбилею и был приурочен созыв состоявшегося Архиерейского Собора.

В частности, в своем выступлении Патриарх Кирилл привел подробные статистические данные, касающиеся церковной жизни последнего времени, выделив то, что в Русской Церкви на сегодняшний день служат свыше 40 тысяч штатных и заштатных священнослужителей. Другая цифра, приятно удивившая даже людей, хорошо знакомых с церковной повесткой дня, это то, что “с учетом данных по дальнему зарубежью в Русской Православной Церкви насчитывается 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия, что на 1 340 храмов больше, чем в минувшем году”. Не будет преувеличением назвать эти цифры по-настоящему сенсационными.

Другим важнейшим докладом первого дня Архиерейского Собора стало выступление председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, посвященное результатам изучения документов так называемого Критского собора. Об этом мероприятии, претендовавшим на статус “Всеправославного Собора”, но в котором приняли участие представители абсолютного меньшинства православного мира, “Царьград” неоднократно писал (в частности, в материале “Всеправославный Собор или Варфоломеевский бенефис?”). Тем не менее итоговой оценки его решений Русская Церковь пока не выносила.

Митрополит Иларион подверг зачастую двусмысленные (и даже вызывающие у многих православных христиан подозрения в ереси) постановления “Критского собора” детальной критике, резюмировав свое выступление следующим образом: “Чтобы подготовленные в ходе предсоборного процесса и рассмотренные на Критском Соборе проекты документов стали общеправославными решениями, необходима их доработка и согласование на общеправославном уровне, а затем принятие консенсусом всех Поместных Автокефальных Православных Церквей”.

День второй

30 ноября 2017 года войдет в историю прошедшего Собора как “украинский день”. День начался с доклада Первоиерарха канонической Украинской Православной Церкви (являющейся частью Московского Патриархата) Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Владыка, подобно Патриарху Кириллу, подробно описал положение Церкви на Украине, особо остановившись на непростых взаимоотношениях с Украинским государством. Государством, делающим все, чтобы, с одной стороны, поддержать украинских раскольников и греко-католиков (униатов), а с другой – осложнить положение канонической Церкви, которую пришедшие на Украине к власти необандеровцы считают “Московской”, Церковью “государства-агрессора”.

Руководствуясь последним прискорбным обстоятельством, Архиерейский Собор внес в Устав Русской Православной Церкви изменения, подтверждающие особый статус Украинской Православной Церкви, полностью самоуправляемой во всех своих внутренних делах. Подобная степень автономии беспрецедентна, однако позволим себе усомниться в том, что это изменит отношение к канонической Церкви украинских неонацистов (как из высоких кабинетов, так и из псевдоправославных сект).

Немного забегая вперед, напомню, что в завершение этого же дня участникам Собора было зачитано письмо бывшего митрополита Киевского и всея Украины, именующего себя “Киевским Патриархом Филаретом”, к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и епископату Русской Православной Церкви. Подробный анализ этого события приведен в нашем материале “Лжепокаяние Лжефиларета”, отметим лишь, что несмотря на, мягко говоря, сомнительное содержание этого письма и дальнейшие нападки киевского лжепатриарха на Русскую Церковь, Архиерейский Собор постановил создать комиссию Московского Патриархата по переговорам с украинскими раскольниками. И это соборное деяние вполне понятно: христиане не имеют права игнорировать чьи бы то ни было призывы и обращения. А будет ли смысл в работе этой комиссии, думается, покажет уже самое ближайшее время.

Куда более позитивным для каждого верующего человека стало общецерковное прославление Архиерейским Собором целого ряда подвижников благочестия, ранее причисленных к лику святых Синодом Украинской Православной Церкви, широко почитается за пределами Украины во многих епархиях Русской Православной Церкви. В их числе – глубоко почитаемые Глинские старцы – монахи Рождества Пресвятой Богородицы Глинской пустыни, ныне находящейся на территории Украины.

Также именно во второй день работы Собора было осуждено и после внесения ряда поправок принято Положение о монастырях и монашествующих. Этот сугубо внутрицерковный документ достаточно строго, в полном соответствии с древними святоотеческими правилами, регламентирует жизнь монахов в православных обителях. К сожалению, в последнее время участились случаи довольно праздного поведения монашествующих, и этот документ призван навести в этой области порядок.

В этот же день с докладом выступил епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, секретарь церковной комиссии по изучению результатов исследования останков, найденных под Екатеринбургом. Владыка Тихон рассказал соборянам о ходе работ по идентификации “екатеринбургских останков”, которые, по версии следствия, подтверждают многие эксперты (хотя имеются и противоположные мнения), принадлежат Царской семье и их приближенным. Конечно, речи о том, чтобы признать екатеринбургские останки святыми мощами на Соборе, пока еще не велось, это решение не может быть принято очень быстро. Подробнее же об этом вы можете узнать из нашего материала “В деле об убийстве Царской семьи появились новые детали”.

Фото: Сергей Власов/foto.patriarchia.ruДень третий

Предпоследний день работы Архиерейского Собора стал не просто одним из самых насыщенных, но и по-настоящему историческим. Именно в этот день, 1 декабря 2017 года, Глава Государства Российского Владимир Путин впервые в новейшей церковной и светской истории посетил соборные заседания. Об этом событии вы можете прочесть в нашем материале “Симфония властей как принцип”, здесь же приведем несколько фрагментов речи Президента перед соборянами:

“Государство, уважая самостоятельность и независимость Церкви, рассчитывает на продолжение нашего соработничества в таких важнейших сферах, как образование и здравоохранение, сохранение культурного и исторического наследия, поддержка семьи и воспитание молодёжи, борьба с социальными недугами.

Рассчитываю, что Русская Православная Церковь, опираясь на свой авторитет в мире, окажет посильное содействие объединению усилий мирового сообщества для возрождения Сирии и гуманитарной помощи её гражданам, восстановления разрушенных культурных и духовных центров.

Всё больше людей смотрят на Россию как на ориентир незыблемых традиционных ценностей, здравого человеческого бытия. Убеждён, чтобы достойно ответить на вызовы будущего, мы должны отстаивать справедливость, истину, правду, сохранить свою самобытность и идентичность, опираться на нашу культуру, историю, духовную, ценностную основу. Идти вперёд, впитывая всё новое и передовое и оставаться Россией – навсегда…”

В этот же день, помимо исключительно внутрицерковных вопросов, таких как принятие новой редакции Положения о наградах Русской Православной Церкви, был обсужден и принят очень важный документ: “О канонических аспектах церковного брака”, регламентирующий важнейшие вопросы венчанного брака. Среди последних – условия вступления в церковный брак и препятствия к совершению таинства брака, возможности признания церковного брака недействительным или утратившим каноническую силу, а также возможности венчания с инославными христианами и нехристианами. В связи с исключительной важностью этого документа для многих миллионов православных христиан, в ближайшее время “Царьград” планирует отдельную публикацию с его анализом.

День четвертый

Четвертый, заключительный день работы Архиерейского Собора, 2 декабря 2017 года, были приняты итоговые соборные документы: Постановления и Послание Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Завершая работу Собора и обращаясь к Святейшему Патриарху Кириллу, митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий выразил уверенность, что:

“Решения, принятые на Соборе, исходят из самых добрых наших побуждений и принесут благие плоды для верных нашей Церкви, для тех, кто хочет достигнуть спасения и вечной жизни”.

В свою очередь Предстоятель Русской Православной Церкви в своем заключительном Первосвятительском слове особо подчеркнул:

“Дай Бог, чтобы за нашими трудами последовала реализация всех решений, которые мы приняли во славу Божию, в укрепление единства нашей Церкви, во имя того, чтобы служение наше действительно отобразилось в жизни народов, привлекая ко Христу тех, кто еще на пути, и укрепляя в вере тех, которые являются добрыми и верными чадами нашей Церкви”.

Конечно, детальный анализ и тем более историческое значение прошедшего Архиерейского Собора – дело будущего. Однако уже сейчас можно сказать, что его главным итогом стало наглядное подтверждение самого принципа соборности. И, конечно, нам, православным христианам, нужно поддержать нашего Патриарха и архипастырей в их трудах. Причем как молитвенно, так и непосредственным участием в соборном обсуждении церковных вопросов. Напомним, что в перерывах между соборами действует особое совещательное Межсоборное присутствие, разрабатывающее документы для следующего Собора. Его деятельность – достаточно открыта, и каждый верующий может внести свой экспертный вклад в его работу.

Источник

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике РЕЛИГИЯ


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях