Деньги повернут на восток



ОАО РЖД оценило второй этап развития БАМа и Транссиба

Как выяснил “Ъ”, продолжение развития железнодорожной инфраструктуры на востоке России в 2019–2023 годах обойдется почти в 500 млрд руб. Это позволит магистралям Сибири и Дальнего Востока обслуживать грузовую базу в 178,7 млн тонн. Но последняя сильно зависит от реализации планов горнодобывающих предприятий, поэтому согласование финансово-экономических параметров проекта и определение источников средств откладывается. А источники “Ъ” уверяют, что для ОАО РЖД проект в принципе неокупаем и может быть реализован только с помощью госсубсидий или серьезного увеличения долга.

В Минтрансе 19 октября прошло совещание по второму этапу развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. В частности, обсуждался базовый сценарий развития БАМа и Транссиба на 2019–2023 годы. В ОАО РЖД не комментируют совещание, в Минтрансе обещают изучить представленные ОАО РЖД расчеты, «учитывая позитивный опыт реализации БАМ-1».

Источник, близкий к ОАО РЖД, рассказал, что представители монополии доложили о ходе текущих работ по модернизации БАМа и Транссиба, также обсуждались различные варианты выработки решений с учетом мнений грузоотправителей. «По итогам решили сформировать “дорожную карту” по дальнейшему развитию Восточного полигона»,— пояснил собеседник “Ъ”.

По оценке ОАО РЖД, инвестиции в БАМ-2 в 2019–2023 годах должны составить 493,2 млрд руб. Это позволит построить 1,5 тыс. км дополнительных главных путей, два разъезда, реконструировать 28 станций, обход Северомуйского тоннеля, электрифицировать участок Волочаевка—Комсомольск—Ванино и усилить устройства тягового электроснабжения на Транссибе. Этот проект рассчитан на грузовую базу в 178,7 млн тонн (сейчас около 94 млн тонн). Чтобы увеличить ее еще на 30 млн тонн, нужно дополнительно 330 млрд руб. на строительство 1 тыс. км.

Эти деньги должны пойти на главные пути и тоннели, дальнейшее усиление устройств тягового электроснабжения на Транссибе и строительство обходов на участке Уссурийск—Находка.

По оценке Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), прирост объемов вывоза полезных ископаемых с месторождений Восточного полигона к 2020 году составит 66,8 млн тонн к уровню 2012 года, а к 2025 году в зависимости от сценария — еще 47,9 млн или 59,9 млн тонн. Отклонения в прогнозах связаны с темпами развития Денисовского и Чульмаканского месторождений группы «Колмар» (22–24 млн тонн погрузки в 2025 году) и началом разработки Сугодинско-Огоджинского месторождения Огоджинской угольной компанией, входящей в «РТ-Глобальные ресурсы» (ноль или 10 млн тонн в 2025 году).

Работы по БАМу-2 начнутся уже в 2019 году путем приближения финансирования за счет ФНБ. В августе президент Владимир Путин поручил сдвинуть выделение последних 50 млрд руб. из ФНБ, предназначенных для развития полигона, с 2019 на 2018 год (в 2017 году должно быть выделено 100 млрд руб.).

Из 493 млрд руб., предусмотренных в базовом сценарии, 98 млрд руб. уйдут на мероприятия по расширению пропускной способности на участке Артышта—Тайшет, что позволит увеличить отправку кузнецкого угля в порты Дальнего Востока. Остальные средства должны быть вложены в инфраструктуру восточнее Тайшета. Аналогичные цифры были предусмотрены в проекте долгосрочной программы развития ОАО РЖД в базовом сценарии; в оптимистическом вложения должны составить 536 млрд руб.

Однако к экономической эффективности проекта остается масса вопросов. Источник “Ъ”, знакомый с расчетами ОАО РЖД, говорит, что при текущих параметрах она отрицательная, то есть окупаемость не может быть достигнута. В грузовую базу, поясняет собеседник “Ъ”, заложены слабо адаптированные предельные пожелания грузоотправителей.

Это, полагает источник “Ъ”, делает бессмысленными попытки ОАО РЖД уйти от механизма господдержки через прямые бюджетные субсидии только к экономически обоснованной индексации грузовых тарифов (см. “Ъ” от 10 октября) — тогда монополии придется серьезно увеличить задолженность с непонятными перспективами возврата. По мнению партнера практики «Инжиниринг» «НЭО-Центра» Алексея Ефанова, можно было бы попробовать привлечь к финансированию проекта Китай, который заинтересован в расширении грузовых коридоров для транспортировки грузов в Европу и в развитии российских угольных месторождений.

Грузовая база БАМ-1 и БАМ-2 (млн тонн)

Месторождение Тип ископаемых Оператор 2016 2020 2025
Планы РЖД Планы грузоотправителей Планы РЖД Планы грузоотправителей
Кузнецкий, Минусинский, Горловский угольные бассейны Уголь СУЭК, «Мечел», КТК, «СДС-Уголь» и другие 57,6 66,5 109,9 77,5 137,3
Бейское Уголь «Востсибуголь» 0 1 4 3 4
Межегейское Уголь Evraz 0,4 1,5 1,5 1,5 1,5
Элегестское Уголь ТЭПК 0 0 0 15 15
Озерное Полиметаллические руды «Металлы Восточной Сибири» 0 0,8 0,8 0,8 0,8
Олонь-Шибирское Уголь СУЭК 10,9 10,7 10,7 10,8 10,8
Зашуланское Уголь «Востсибуголь» 0 0 4,4 1 16,2
Быстринское, Бугдаинское Полиметаллические руды «Норникель» 0 3,4 3,4 3,4 3,4
Апсатское Уголь СУЭК 0,2 2,4 2,4 2,5 2,5
Удоканское Медная руда Байкальская горная компания 0 0 0 0,7 0,7
Денисовское, Чульмаканское Уголь «Колмар» 2,4 13,9 13,9 22 * 25,9
Нерюнгринское Уголь «Мечел» 8,5 8 8 6,7 6,7
Кабактинское Уголь СУЭК 0 0 0 0 1
Куранахское Полиметаллические руды «Петропавловск — Черная металлургия» 0,3 1,2 1,2 1,2 1,2
Таежное Железные руды ГМК «Тимир» 0 0 0 2 2
Чинейское Железные руды «Забайкалстальинвест» 0 0 0 2 2,8
Эльгинское Уголь «Мечел» 3 3,9 3,9 11,5 11,5
Сугодинско-Огоджинское Уголь Огоджинская угольная компания 0 0 3 0 ** 10
Ургальское Уголь СУЭК 4,1 9,4 9,4 9,4 9,4
Кимкано-Сутарское Железные руды «Петропавловск — Черная металлургия» 0,1 3,2 3,2 3,8 3,8

kommersant.ru

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ЭКОНОМИКА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях