Тянем-потянем



Кто должен доставать со дна Байкала утонувшую технику?

Ежегодно под лед Байкала уходит с десяток автомобилей – рыбаки и пьяные лихачи регулярно пренебрегают предупреждениями МЧС и выезжают за границы разрешенных переправ. Но до сих пор, как выяснилось, никто не занимался подъемом машин в обязательном порядке. Теперь ответственный найден – суд обязал заняться этим администрацию Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей.

Судебный иск инициировала Западно-Байкальская межрайонная прокуратура. Проводя очередную проверку, сотрудники ведомства выяснили, что единого органа, который бы отвечал за учет и подъем утонувших машин, не только в Байкале, но и на других водоемах в регионе нет.

– Мы запрашивали данные о количестве провалившихся под лед машинах, и оказалось, что единой базы данных не существует. Пришлось запрашивать МЧС, ГИБДД, местные администрации, уточнять сведения о владельцах авто и затем сводить полученную информацию воедино, – рассказал западно-байкальский межрайонный прокурор Алексей Калинин.

Оказалось, что поднимают лишь часть утонувших машин: либо очень дорогие – об этом хлопочут сами владельцы (если, конечно, остались в живых), либо те, в которых погибли люди (в рамках доследственной проверки). Все остальное остается на дне. Только за последние три года в Байкале, реках Ангаре и Селенге затонули 42 авто, из них 35 в озере Байкал. Так и не были подняты 30 из них.

– Мы изучили законодательство и пришли к выводу, что заниматься этим должно ФБУ “Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей”. Хотя само учреждение считает, что его обязательства распространяются только на линии судоходства. По нашему мнению, закон распространяет их ответственность на весь водный объект. Мы, конечно, учли, что автомобили, много лет пролежавшие на дне, становятся в каком-то смысле частью его ландшафта: обрастают водорослями, в них поселяются придонные животные, поэтому добивались подъема только тех машин, что утонули сравнительно недавно, – пояснил позицию прокуратуры Алексей Калинин.

Суд встал на сторону надзорного ведомства. Но администрация внутренних водных путей не намерена сдаваться.

– Мы будем подавать апелляцию на решение суда, потому что согласно Кодексу внутреннего водного транспорта мы обязаны поднимать затонувшие суда и другое имущество только в том случае, если оно мешает судоходству или наносит значительный ущерб экологии. А что такое значительный ущерб? Скажем, если утонет баржа с плутонием. А 20 литров бензина на тысячи кубических километров воды – это не ущерб, – заявил первый заместитель руководителя – капитан Байкало-Ангарского бассейна ВВП Иван Черных.

Пока же Байкал остается без ответственного за его очистку. Конечно, волонтеры периодически поднимают машины и прочий мусор со дна. Например, водолазы Байкальского поисково-спасательного отряда в порядке добровольной помощи каждый год собирают мусор, в том числе крупногабаритный. За 15 лет спасатели подняли на поверхность 92 автомобиля, 18 лодок и катеров, 6 снегоходов, 2 мотоцикла, два легкомоторных воздушных судна и трактор.

Если суд все-таки обяжет администрацию Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей заниматься организацией этой работы, то обязанность разыскивать владельцев также ляжет на это ведомство. Оно также сможет взыскивать с собственников плату за подъем их имущества.

Кстати

Большая часть подъемных работ приходится на зиму. На толстом льду можно установить подъемные механизмы, летом приходится использовать понтоны со сжатым воздухом. Подъем авто – это сложная операция и занимает несколько часов. Перед экспедицией спасатели составляют подробную карту оставшихся в озере объектов, устанавливают координаты. Затем с помощью телеуправляемого подводного аппарата Falcon и локаторов бокового обзора осматривают объект, крепят понтоны, если Байкал еще не замерз, или цепляют кран, если лед встал. Поднимают автомобиль на поверхность, катером или судном на воздушной подушке буксируют к берегу, где “КАМАЗом” вытягивают на сушу.

Источник

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ПРИРОДА


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях