В этот день 1723 года в Санкт-Петербурге был подписан мирный договор между Российской империей и Персией, который подвел итоги Персидского (Каспийского) похода Петра Великого – последнего военного похода, в котором Императору довелось принять личное участие.
К годовщине окончания Персидского похода Петра Великого …
О Русско-персидской войне 1722–1723 гг. вспоминают не часто, а между тем, событие это, несомненно, заслуживает внимания. Получив после победоносного окончания Северной войны выход к Балтике, Император, движимый национальными интересами России, принял решение о борьбе за Каспий. Утверждение России на берегу Каспийского моря сулило ей контроль над богатствами прикаспийских земель и установление торгового путь из Центральной Азии и Индии в Европу, что было бы весьма выгодным для Российского государства. Не последнюю роль играло и намерение Императора оказать помощь армянам и грузинам, томившимся под владычеством персов.
Петр I, отмечал известный русский историк С.М.Соловьев, «не спускал глаз с Востока, зная хорошо его значение для России, зная, что материальное благосостояние России поднимется, когда она станет посредницею в торговом отношении между Европою и Азиею. Употребляя все усилия, чтоб утвердиться на берегах Балтийского моря, Петр рыл каналы для соединения его с Каспийским морем».
Еще в годы Северной войны Царь Петр предпринимал дипломатические попытки проникновения в этот регион, не увенчавшиеся, правда, успехом. (Как справедливо замечал в письме Государю один из современников этих событий «здешние народы привлечь политикою к стороне Вашей невозможно, ежели в руках оружия не будет»). А к концу Северной войны было составлено подробное картографическое описание побережья Каспийского моря, и окончательно созрел план военных действий – Петр I планировал выступить из Астрахани, провести войска по каспийскому побережью, захватить Дербент и Баку, а затем, оказав помощь армянам и грузинам, вернуться обратно в Россию.
Поэтому, как только отгремели последние выстрелы Северной войны, Государь приступил к осуществлению давно задуманного плана. 15 июля 1722 г. Царь Петр издал «Манифест к народам Кавказа и Персии», в котором, возмущаясь грабительскими нападениями на русских купцов, заявлял о своем намерении «против предреченных бунтовщиков и всезлобных разбойников войско привести». Дело в том, что за год до этого, восставший против персидского шаха шеститысячный отряд горцев-лезгин и казыкумыков, захватил город Шемаху и подверг его страшному погрому. В ходе этого нападения сильно пострадали русские купцы, которых «погнали саблями и иных побили», а «товары все разграбили».
22 тысячи пехоты и артиллерия были посажены на суда для транспортировки морем, а конница, состоящая из 9 тысяч драгун, 20 тысяч казаков и 30 тысяч татар, была направлена в Персию сухопутным путем через Моздокские степи. 20 июля русская флотилия вошла в Каспий, взяв под контроль его западный берег, дожидаясь здесь прибытия сухопутных войск. Поддержку русскому войску помимо грузин и армян оказали кабардинские князья и кумыкский шамхал. 23 августа русские войска под командованием Императора вошли в Дербент – имам Кули-бек поднес Петру I серебряный ключ от города. Однако проблемы с продовольствием приостановили дальнейшее наступление. В 1723 г. поход в персидские владения был продолжен. 6 июля русские войска подошли к Баку, который вскоре капитулировал без боя. Однако исполнить первоначальный план Императору Петру не удалось – от проникновения в районы Закавказья пришлось отказаться из-за вторжения туда османов, опустошивших Грузию, Армению и западную часть современного Азербайджана.
Вместе с тем, успехи русских войск вынудили Персию искать мира. По договору, подписанному 12 сентября 1723 г. в Петербурге, шах Тахмасп II уступал Баку, Дербент и провинции Астрабад, Гилян, Мазандеран и Ширван, а также вступал с Россией в союзнические отношения против Турции. Таким образом, мирный договор обеспечивал безопасность юго-восточных границ России, содействовал оживлению освободительного движения народов Кавказа, послужил развитию экономики и культуры занятого русскими края. При этом Каспийский поход Петра невольно помог Персии отстоять свою независимость в ее противостоянии с Османской империей. Военные успехи России в Прикаспии также обусловили заключение в 1724 г. договора с турками, разграничившим сферы влияния на Кавказе.
Прославляя в стихах Персидских поход русского Императора, дагестанский поэт Расул Гамзатов писал:
И помнит Дагестан в подножье гор
Над Каспием походный твой шатер
И предок мой, что бороды не брил,
Все больше предаваясь изумлению,
Очами нетревожными следил,
Как строят порт по твоему веленью
И на Кавказ ты прорубил окно,
Чтобы могла держава не без прока
И Запад наблюдать, и заодно
Распознавать намеренья Востока.
Однако области, занятые в результате военных операций 1722–1723 годов, Россия не смогла удержать за собой. Племянница Великого Петра – Императрица Анна Иоанновна, дабы укрепить отношения с Персией и избежать очередной войны с турками, в 1730-е гг. возвратила все завоеванные Русской армией земли персам. Русская граница снова отодвинулась на Терек, а заложенная в ходе Персидского похода крепость Святого Креста была уничтожена. Вновь закрепиться на этих землях России удалось лишь в XIX веке.