Автор: Сергей Семёнов
Подвигу героя сегодняшней истории, младшего сержанта Федора Чистякова, в нынешнем июне исполнилось 75 лет. Это произошло в разгар Демянской операции, летом 1942 года под Старой Руссой. Об этом человеке знали на всём Северо-Западном фронте, ему посвящали свои стихи знаменитые поэты Светлов и Матусовский. Но звание Героя Советского Союза ему так и не присвоили.
Слесарь из Сестрорецка
Фёдор Фёдорович Чистяков родился в 1922 году в городе Сестрорецке. До войны он работал слесарем на Сестрорецком оружейном заводе. На фронт Чистяков ушёл в первый же день войны. Первоначально служил обычным поваром в 5-м лыжном батальоне 2-й ударной армии. Однако позднее, разглядев его боевые качества, командир батальона старший лейтенант Василий Славнов взял Фёдора к себе ординарцем. В составе этого подразделения Чистяков сражался под Москвой и Старой Руссой.
В конце 1942 года несколько лыжных батальонов, в том числе и 5-й (ставший 2-м стрелковым), были объединены в 44-ю стрелковую бригаду. Она дислоцировалась в самом центре фронта бригады, и поэтому неудивительно, что именно на неё выпала доля отражать самый тяжёлый удар гитлеровцев.
6 июня 1942 года в час ночи немецкие войска крупными силами двинулись на позиции батальона Славнова с целью прорвать его оборону и занять сразу три деревни – Харино, Флорево и Астрилово. Силы противника во много раз превосходили численность советских стрелков – на каждом из направлений шло по несколько сотен немецких солдат и офицеров. Особенно тяжёлое положение сложилось на подступах к Астрилово, где практически сразу же погиб пулемётный расчёт и заменить его оказалось некому.
Тогда Славнов послал своего связного, красноармейца Чистякова, чтобы уточнить обстановку. В течение двадцати минут он под шквальным немецким огнём добирался до блиндажа, а когда добрался, немцы уже спускались в лощину в непосредственной близости.
От пулемёта до нагана
Чистяков решил вернуться с докладом позже, сам встав за пулемёт, хотя мог этого не делать. Подпустив врага на расстояние нескольких метров, Фёдор открыл шквальный огонь по нему, сразив наповал до 70 солдат и офицеров. Отошедшие от первого шока немцы решили обойти блиндаж, где засел герой, с двух сторон. Тогда Чистяков вытащил пулемёт на верх блиндажа и продолжал вести огонь. Противник тоже отвечал огнём – у отважного связного была сбита с головы каска, а рука ранена осколком снаряда.
Чистяков сам наскоро перевязал рану, но вскоре повязка порвалась, и на протяжении всего боя он истекал кровью, продолжая вести шквальный огонь по врагу. Когда боезапас пулемёта – 3500 патронов – иссяк, он отправил его с двумя бойцами на командный пункт батальона, а сам взял автомат и отошёл к зданию школы с другими солдатами, продолжая вести огонь по врагу. Когда кончились патроны и в автомате, Фёдор перешёл на винтовку и до последнего вёл прицельный огонь. В разгар боя он заметил, что немецкий офицер целится в него, и, выхватив наган, застрелил его.
В результате ожесточённого сражения с Чистяковым осталось лишь 10 бойцов, среди них были раненые. В течение шести часов эта горстка храбрецов вела неравный бой, так и не пропустив врага, который безуспешно бросал в гущу схватки всё новые силы. В общей сложности, по данным командования, Фёдор лично уничтожил более 200 солдат и офицеров противника.
Победа – ему награда
11 июля 1942 года командир 44-й стрелковой бригады подполковник Чирков представил красноармейца Фёдора Фёдоровича Чистякова к званию Героя Советского Союза, это решение поддержал командующий 1-й ударной армией генерал-лейтенант Романовский. Однако командующий Северо-Западным фронтом генерал-лейтенант Курочкин принял решение наградить его орденом Ленина.
Подвигу Чистякова посвятил свои стихи известный поэт-песенник Михаил Матусовский:
Железо становится твёрже,
Когда побывает в огне,
А храбрые русские люди
Становятся твёрже вдвойне.
Победа – ему награда,
Прославлен во веки веков
Слесарь из Ленинграда
Младший сержант Чистяков.
А другой знаменитый поэт, Михаил Светлов, даже приехал в расположение батальона, чтобы лично познакомиться с героем. Через две недели вышло его стихотворение «Песня о дружбе»:
И питерский слесарь – наш друг Чистяков
Прилёг за «максимом» своим,
И зарево новых победных боёв
Уже полыхает над ним…
Но не суждено было Фёдору Чистякову встретить День Победы. В начале ноября 1942 года двадцатилетний герой получил тяжёлое ранение. Боец его батальона пытался сбить из пулемёта немецкий самолёт-корректировщик, и выдал своё местоположение, вызвав ответный огонь. Чистяков бросился к товарищу и оттолкнул его, при этом сам был прошит очередью. Врачи прибыли лишь через восемь часов и сделать ничего не смогли. В ночь со 2 на 3 ноября 1942 года Чистяков скончался. Похоронен он был на окраине деревни Самбатово Поддорского района Новгородской области, после войны прах перезахоронен в братской могиле.
Чистяков был навечно зачислен в списки личного состава своего батальона, а затем полка. Его имя увековечено на мемориальной доске на здании бывшего Сестрорецкого инструментального завода, а также в названии улицы в селе Поддорье. А подвиг его батальона, остановившего врага летом 1942 года, лёг в основу популярной в своё время пьесы Михаила Светлова «Бранденбургские ворота».
http://histrf.ru/biblioteka/book/i-poety-nie-pomoghli