Как февраль 1917 сделать не бывшим

79

Автор Юрий Громыко

Восхождение от фильма «Первороссияне» к  фильму «Путь царей» режиссёра Е.Л. Шифферса и возможное нисхождение обратно.

Основная идея Евгения Шифферса – гениального мистика, философа, театрального и кинорежиссёра состоит в том, что правильно созданный зрительный образ позволяет человеку диагностировать уровень его сознания и делать важнейший шаг на пути к спасению и бессмертию.

 

Коллайдер сознания, который создал Шифферс, имеет огромное значение для судеб русского и российского сознания. И в этом коллайдере при  его воспроизводстве  в одном пространстве оказываются сдавлены и собраны А.А.Зиновьев, Г.П. Щедровицкий, А.М.Пятигорский, М.К. Мамардашивли, О.И. Генисаретский, В.В. Малявин, О.Г. Павловский, Гефтер и многие, многие другие. Я говорю сейчас только про русскую философско-историческую мысль и про её будущее, оставляя в стороне важнейшие достижения  Шифферса как театрального и кинематографического режиссёра.

Опережающий характер исследовательской программы Е.Л.Шифферса – Гениальный философ-мистик, антрополог, писатель, режиссёр Е.Л.Шифферс ставил перед собой социокультурную тайноводческую задачу преодоление антропологии Краткого Курса ВКП(б) в жизни постсоветского человека – когда человек живёт с легкомысленным полудремотным ощущением, что за гробом ничего нет. Сегодня, когда возникло народное движение Бессмертный Полк, эта тяга к обнаружению тех, кто смотрит на нас из загробного измерения, из вечности не вызывает никакого сомнения. Народное движение, связанное с прорывом к памяти тех, кто победил и поэтому «жива страна», важнейший шаг пробуждения. Родные и близкие, выигравшие войну ценой огромных жертв,  живут  в нашей памяти  и поэтому – это народный собор.  Конечно, этот почин в любой момент может быть свёрнут к политико-сувенирными воспоминаниям или приватным семейным рассказам.  Но  люди хотят удостовериться, что их отцы и матери, выигравшие ВОВ живы в  вечной памяти. И мы живём, потому что живы они. Следующий важнейший шаг — это радость обнаружение архетипа Правителя, который хранит страну, почтение к этому архетипу или ужас его отсутствия. Работы Е.Л.Шифферса опережающим образом ориентируют нас на те изменения, которые неизбежно будут происходит с андрологией Российского человека.

1.Искусство как диагностика саморазвития сознания.

Основная идея Евгения Шифферса – гениального мистика, философа, режиссёра состоит в том, что правильно созданный зрительный образ  или  втягивающее завораживающее динамическое кинематографическое  зрелище, предполагающее   обязательное вхождение в  образ и участие в  его развёртывании,   позволяет человеку диагностировать уровень его сознания и делать важнейший шаг на пути к спасению и бессмертию.

«Задача человека  вырастить бессмертную душу как единый целостный кристалл»- что само собой ничего не происходит ,  ничего не даётся (личное бессмертие должно быть выстрадано)- наверное, одна из самых сильных и пронзительных мыслей Е.Л.Шифферса. Эта  мысль сразу  бросает на весы  наши  прожитые  дни,  обнаруживая их сплошную легковестность и выделяя отдельные золотинки, если они есть, конечно, нашего реального опыта.  Так вот одна из линий выращивания этого кристалла –  это вхождение и проникновение в гениальный образ, сделанный по законам красоты  настоящим Художником, который создавал образ. Этот  образ  может быть и про страшное, про границу святотатственного, во что не хотелось  бы  вглядываться, что хотелось бы  отодвинуть от  себя и забыть, в существование   чего не хотелось бы  верить, а совершившееся событие, вскрываемое этим  образом,  хотелось бы  отрицать и удалять от себя, своего народа, своей страны.

  1. Восприятие фильмов тяжёлый но необходимый труд. Против рассеянного потребления произведения искусства.

Восприятие  фильмов  Шифферса – это тяжёлый труд.  Оно не возможно в форме расслабленного наблюдения. Отдельный вопрос, почему образ про страшное про святотатственное не делается по законам занимательного жанра. Поскольку это выходит уж совсем  за рамки  использования произведений искусства в традиционном смысле общества потребления  и  толкает нас к  медитативному  театру  личной персональной  самодиагностики  и  мистериальному зрелищу, напряжение которого не возможно испытывать постоянно.  Человеку потребляющему , культивирующему удовольствие,   напряженное сосредоточение  не нужно.

И то, что не воспринимается в  образе и наоборот то , что входит в сознание навечно само по себе,  является  сложнейшей  диагностикой  личных форм  персональной осознанности  того проникающего восприятия, к   которому нас подталкивает визуальное искусство. Где  всё переворачивается- Структурирование внешнего находящегося вне нас пространства обнаруживает и структурирует орган осознающего видения.  В восприятии и невосприятии, того на что мы  смотрим и не  видим, слушаем, но не слышим в  условиях порождения  образа и вычленения  образа,  в  основе образной самоявленности и самоструктурации  заключена  сложнейшая работа выращивания необходимых  структур сознания и души, важнейшая сотериальная  работа самозаботы, заботы о себе, о собственном  Спасении.

  1. Искусство Шифферса не демократично.

Это отнюдь не занимательное  разглядывание- это  напряжённое вглядывание , которое как-то тут же всех делит,  на тех,   кто готов  смотреть и переживать дальше и тех, кому это смотреть не хочется и он отворачивается.  В этом недемократизме,  разделительном  характере зрелища,  мистериального  и медитативного действия нет ничего антигуманного, люди действительно находятся на разных уровнях духовного движения и им необходимо разное. Наоборот такое разделяющий характер зрелища выявляет подлинную, а не фиктивную социальность.

В конце концов есть те , кому очень важно понять , зачем и почему убили последнего русского царя, Почему  убили   его наследника.  Почему не сделали царя  как Мао Цзе Дун императора   Пу и И простым трудящимся Нового Китая. Что стало результатом этого убийства. Какой чисто русский глубинный замес возник из подобного события. Почем без царя  попытка  сложить новый народ оказалась обречена, даже когда  Власти  гениальный  режиссёр давал подсказки  про это?

Почему нам придётся обращаться и заново проживать эту  точку сверхсилы и сверхобречённости Последнего Православного царя, проходя в   неприятном сдавленном  коридоре фанфоронного опасного  самозванства и угрожающего  безволия.

5.Оригинальная трактовка фильма ПервоРоссияне. Мистериальное имспытание на прочность свободного общества свободно трудящихся людей.

Но выход Е.Л. Шифферса к  Пути царей  произошёл в  фильме  Первороссияне ( сценарий был написан по мотивам поэмы Ольги Федоровны Бергольц ), где  Е.Л.Шифферс  осмысляет тему формирования  нового народа, возникновение нового народа. Мечту Берггольц о граде  Китеже- как это подмечает  Дмитрий  Быков – Е.Л. Шифферс  мистериально испытывает на прочность, свободное общество свободно трудящихся людей должно быть . Кинематограф  Е.Л.Шифферса связан с  формирование экспериментального нового опыта и  проживанием  этого опыта живыми героями у нас  на глазах, которые пристально вглядываются в нас.

Мы не согласны с констатацией Дмитрия Быкова о том, что фильм «Первороссияне» — фильм с подчеркнуто театральной эстетикой. И он пишет-  как это называют в обзорах, с «высоким поэтическим строем» – это , может быть, но что означает этот высокий поэтический строй.

  1. Фильм Первороссияне своеобразная литургика освящения жизни.

Этот высокий поэтический строй означает- своеобразную литургику освящения жизни.  Где различные  важнейшие составляющие этой жизни – мужчина, женщина, любовь, семья, ребёнок, община, труд, хлеб должны быть показаны как жизнеобосновывающие элементы, жизнефундаментальные  основы существования. Красота  и  эстетика этих элементов  означает их принципиальную  онтологичность –  безусловное неусомневаемое  существование. Существует только то, что прекрасно. Красота, доброта и истина  едины.

  1. Обратная перспектива в фильме. Герои гдядят на нас и вглядываются в нас.

Вглядывающиеся в нас  с экрана  герои фильма не позволяют превратить их в  фигуры отстранённого наблюдения. Это противоядие состоит в создании рубежного опыта, когда человек с экрана вглядывается в Вас и обращается к Вам. В момент подобного обращения Вам невольно надо определиться с тем, кто Вы. В этом обращении Вас целенаправленно будят. Вы не можете просто быть отстранённым  наблюдателем.  Действа людей в  фильме Россияне складываются  в определённые геометрические образы. Возникает вопрос, кто наблюдает эти образцы, для кого они являются воспринимаемыми знаками, к кому обращены послания их, этих знаков? Точно также, как из космоса деятельность людей по созданию искусственных каналов, возведению пирамид в определённых частях пространства может восприниматься как своеобразное творение символов, так и ритуальная процессия похорон из фильма «Первороссияне» складывается в образ определённой правильной фигуры. К кому обращена, например, эта фигура-буква, «грозный» квадрат, из вершин которого отходят линии на равное расстояние к вершинам объемлющего квадрата так, что в целом получившаяся фигура напоминает пирамиду с усечённой вершиной?

  1. Мир вечных фигур – взгляд на происходящее с позиции вечности.

С нашей точки зрения, эти фигуры, которые мы невольно воспринимаем по специальному замыслу режиссёра, обращены к тем, кто может наблюдать за нами и воспринимать мир и после нашей жизни. Это своеобразные символы-телеграммы, посылаемые в загробное измерение. Данные фигуры лишены непосредственного ситуативного и прагматического смысла, поскольку они сверхпрагматичны и обращены не к протекающей сейчас жизни, а к условиям жизни. Идеальные неизменные символы, которые не возможно без искажений реализовать в материальной форме и которые существуют лишь в пространстве мышления, владеют текучим временем именно потому, что сами неизменны. Они передаваемы лишь в процессах мышления и являются точкой отсчёта для анализа вещей изменчивых и переменных.

Как видение Пирамид и  Ирригационных каналов.

Таким образом, появление символического языка фигур, символизма цветов,  которые видит зритель, это введение ещё одного измерения, мы видим то, что одновременно наблюдается и другими – из вечности. Полагания вечности, как незримого основания восприятия всего того, что происходит с человеком, для Е.Л.Шифферса очень важен. Воззрительная красота как категория и как реальная воплощенная сущность в конкретных образах, сверхценность утверждения жизни, существуют для Е.Л. Шифферса в вечности, они воспринимаемы и конкретны. Даже, если бы мы на какое-то время представили, что за гробом, в смертной юдоли ничего нет, то создание самой перспективы вечности, звучание  камертона существования вечности подводит нас к идее преодоления смерти, к идее бессмертия. Если наша жизнь наблюдается из вечности и всегда будет оттуда наблюдаема, значит, в каком-то смысле, с  точки зрения этой вечной перспективы, смерти нет и есть ответственность за то, что мы отсылаем для наблюдения, что мы предъявляем для восприятия.

  1. Ритуал освящения народа формирующегося из свободной общности. любовь, семья, ребёнок, хлеб, труд

Иконные лики Первороссиян как прототип формирующего народа- как образец Первопрдеков-   глядит на нас, вглядывается  в нас.  Первороссияне  пытаются сделать шаг в  совершенно новое-   сформировать новый народ.

Е.Л.Шифферс, снимая фильм «Первороссияне», считает, что для того, чтобы существовал народ, должен существовать ритуал освящения данной общности людей. Народ существует, если есть собор народа и есть ритуал освящения первообщности, из которой возник собор. Народу во время ритуального освящение своей общности даётся благодать – отеческая избыточная энергия, чтобы жить. Если народ в какой-то период своего исторического бытия осуществляет выбор и меняет направление своего движения в будущее, должен существовать ритуал, освящающий этот выбор и этот сдвиг. На эту смену ориентации в движении должна точно также даваться благодать. В противном случае ткань прорастания в будущее и становления волны народа, будет воспроизводить конфликты, нестроения, рваться и пресекаться. Но, самое главное, будет утеряна энергия жизни и исчезнет жизнестратегия.

Что же закладывается в основу ритуала освящения общности первороссиян. В основе этого ритуала обнаруживается возвеличивание первоценностей жизни, к которым относятся – любовь, семья, ребёнок, хлеб, труд. Мы видим на экране, как эти ценности скульптурно-графически выявляются и предъявляются нам. Мы видим любовь женщины и мужчины, которые создают семью. Внутри семьи, преисполненной любовью, появляется ребёнок. Одухотворённые любовью люди осуществляют тяжёлый труд. Результатом труда на земле является хлеб- материальная основа жизни. Хлеб окружён аурой любви и труда. Из всех возможных сцеплений жизненных ситуаций, из всего марева жизненного поля выделяются образцы, которые придают жизни осмысленность и являются её опорой. С этой точки зрения ритуал – это то, что позволяет понимать жизнь и видеть её перспективу. Кроме того, выделяемые образцы жизненных ситуаций эстетически прекрасны, ими можно любоваться. В силу своей статуарности, отточенности и чеканности они устойчивы. Они пребывают, а не находятся в постоянном изменении и становлении: размывании и порче.

Это режиссёрское осмысление  проблемы  формирования  новонарода из первообщности, из коммуны не означает, что в новый народ могут складываться любые общности на любых территориях, где когда  уже жили и продолжают жить люди.  Кто-то должен удерживать условия формирования данного поля  жизни.

Символично, что власть не приняла  это  посыл  Е.Л.Шифферса, не захотела и не смогла  осмыслять ВОСР в подобном ключе.

Создав особую ситуацию раскрытия смысла ритуала формирующегося народа на энергийном языке сознания, Е.Л.Шифферс направил сформированный им импульс порождения событий в виде обращающихся к нам и вглядывающихся в нас с экрана людей на раскрытие смысла октябрьской социалистической революции и дела Ленина. Это был подарок от чистого сердца художника советскому народу, новой исторической общности, как в то время начинали говорить и писать. Новая общность – советский народ – должна быть освящена соответствующим ритуалом, позволяющим этой общности осмыслить себя. Но советский народ в лице его представителей в виде кинематографической комиссии, не выдержал. Построенная режиссёром фигура не вписалась в исторический фон. Ритуал освящения формирующегося народа оказался несоответствующим историческому событию с точки зрения ЛПР. Ленин не выдержал обращённых на него глаз первороссиян. Фильм от большого сердца, большой искренней любви был подарен Советской власти, а она не вынесла этого подарка.

  1. Народ это не совокупность самодвижущихся коммун. Проблема государственности и проблема государя. Сокрушения коммунитарного анархизма- почему Россия не Америка.

Не случайно от возможности складывания  свободных коммун и свободного поселения людей на любых территориях Шифферс  от этакого коммунитарного анархизма делает шаг к проблеме государственности и проблеме государя , роли и функции царской семьи в жизни России.

Несколько простых мыслей, которыми я бы  хотел поделиться.

  1. 11. В чём связь Первороссиян и Пути царей. Отказ от онтологичности события февраля.

Как ни парадоксально но два  этих фильма  Первороссияне и  Путь царей  связаны  единой смысловой нитью. Они  нацелены на  отказ от Февраля, полное  снятие февраля 1917 года   с исторической повестки как значимого события как события тотальной  слабости аристократической  властной элиты и предательства со  стороны  близких людей государя. Февраль  представляет собой  «событие небывшее», поскольку оно основано на предательстве. Это стирание происходит следующим образом- осуществляется обнаружения  поля  архетипического события для нашей сегодняшней истории- то, что произошло в  Ипатьевском подвале, это утопило  с точки зрения сознания  февральскую революцию как событие, сделало так, что февральская революция перестала существовать как значимое онтологическое явление.

Поэтому не получится, признать Царя- мученика и одновременно  переиграть победу  Белой Армии  в гражданской войне=-во первых,  иначе придётся переигрывать победу в ВОВ, но главное  надо как-то себе  объяснить, как мы все оказались в  Ипатьевском подвале, из которого мы не можем выйти до сих пор, хотя и дом уже снесли. А из Ипатьевского подвала  не  выпускает тотальное предательство и отказ поминать августейшую семью

  1. Узкий путь между цареборчество и царебожеством.

Очень важно отметить, что фильм Шифферса  « Путь царей»  проходит по узкому коридору между  царебожеством и цареборчеством.  Шифферс утверждает, что стрелявшие  в рождённого по молитве святой Паши Саровской, послушницы величайшего русского святого Серафима Саровского  царевича Алексея стреляли в самого Бога, что сам господь в этот момент присутствовал в  Ипатьевском  подвале , а не заседании Священного синода русской православной церки. Перед нами  на лицо представление  в фильме сакральной  кратофании-  проявления властоначалия, связанного  с переплетённостью русской  святости и русской государственной власти ( эту переплетённость святого, гения и царя  Е.Л.Шифферс чуствовал особенно остро и разве она противостоит  трём поозициям Лео Штрауса в  его Маимонидовых расшифровках – позиции философа, пророка и  законодателя, слияние  этих трёх позиций  Лео Штраус обнаруживает вслед за Маймонидом в фигуре Моисея)  – обнаружение начала власти как священной  явленности. Осуществляется тончайшая диагностика  этой кратофании   и  анализ последствий  её безжалостного  растаптывания  и  терроритсического уничтожения. НО с этим связано и пособничество терроризму в случае  безразличного принятия этого изничтожения. Современные формы терроризма и нового типа войн  тянутся из Ипатьевского подвала.

Кадр из фильма “Путь царей”

 

  1. Смысл фильма в том, чтобы «осознать ужас содеянного и быть может повиниться». Именно подобное осознание и перемена ума лежит в  основе удержания историческим сознанием непрерывности и единства  Российской истории  при   возврате к  точкам бифуркации, к точкам  развилок и разрывов. Выявление развилок  предполагает однозначное признание злодеяний и святотатств.  В противном случае мы все попадаем в особую зону Homo sacer по Агамбену, где  с человеком не осознающем святотатство могут делать всё, что захотят. И ведь этот феномен и лежит в основе    неправильных локальных войн без дна, где террорист не признаёт никаких конвенций и  может как угодна надругаться над любым человеком.
  2. Коллайдер сознания. Шифферс как консциентальный физик где за словами стооят физические процессы. Е.Л.Шифферс постоянно утверждал, что для него за словами стоят реальные физические процессы. В этом смысле  он гуманитарный философ , который  вскрывает и обнаруживает реальность.  Шифферс строит совершенно  особый метод работы с сознанием средствами кинематографа. Шифферс сочленяет друг с другом на себе  самом как выдающемся  продвинутом человеке три формы сознания- православного подвижника с сознанием Епископа- наблюдателя, продвинутого Йога-носителя Дхармы- учения  ( не будем называть этого Йога Буддой, хотя  уровень очень близок к такому человеку) и ученого-педагога, учёного- врача осуществляющего работу с обыденным сознанием. Как это всё выдерживает Евгений Львович? Максимально различая и дифференцируя  эти  типы сознаний,  Евгений Львович сопрягает этих три типа сознания и создаёт особый «консциентальный   коллайдер» , в котором  возникают  новые типы осознанностей и новый типы мыслительных замедлений и ускорений. Предметом  этого коллайдера является проработка обыденного сознания, размыкание пробок-клеш, лишающих человека жизненной  силы и направление туда энергий для тех, кто это способен почувствовать и  измениться.

Правда, остаётся вопрос, а что понимается под сознанием обычного человека. Тем более сегодня в этой области возникла  огромная прореха-  сознание советского человека потихоньку заменяется на  сознание человека Российского общества потребления со всеми его недозападными, а на самом деле принципиально незападными формами.

Здесь  нам очень могут помочь Йоан Петру  Кулиану и Давид  Беньяминович  Зильберман.  Кулиану сравнивает современное  Западное общество с обществом  тотального действия магии, техники которой хорошо описал и проанализировал  Джодано Бруно.  Д.Б.Зильберман  описывает советское  общество  как социум тотальной  аскезы, реализующий принципы православия  в безблагодатной форме.  Е.Л.Шифферса  интересовал совершенно другой факт и совершенно другая установка– преодоление антропологии  «Краткого курса ВКП(б)»,  в соответствии с   которым не существует загробного измерения.  Е.Л.Шифферсу  важно это измерение ввести для постсоветского человека  и изменить антропологию, что он осуществляет в своём фильме.

Коллайдер сознания, который создал Шифферс имеет огромное значение для судеб русского и российского сознания. И в этом коллайдере при  его воспроизводстве  в одном пространстве оказываются сдавлены и собраны А.А.Зиновьев, Г.П. Щедровицкий, А.М.Пятигорский, М.К. Мамардашивли, О.И. Генисаретский, В.В. Малявин, О.Г. Павловский, Гефтер и многие, многие другие. Я говорю сейчас только про русскую философско-историческую мысль и про её будущее, оставляя в стороне важнейшие достижения  Шифферса как театрального и кинематографического режиссёра.

  1. Кинематографический язык и эстетика фильма Путь царей. Задача фильма – недопустить банальной социологической реперзенгтативности уничтожения царской власти и психологизации, сентиментального сочувствия убитым царской власти.  Конечно, отдельный  вопрос кинематографический язык  и эстетика фильма «Путь Царей». Мне кажется, что важнейшая задача эстетических и художественных решений, найденных Шифферсом,  состоит в том, чтобы  не допустить той банальной  репрезентационности  и обезоруживающего банального пяления,  глазения на  казнь короля , которая формировалась на Западе. Именно это подробно подробно обсуждает Ямпольский в  своей книге возвращение Левиафана.  Расколдовывание  двух тел короля и превращение двух тел в одно материальное тело, предуготовленное массовому зрелищу отрубания головы  гильотиной  завершает формирование господствующей западной эпистемы  по Фуко, когда тюрьма, сумасшедший дом и школа  оказываются институтами с общей  онтологий и  едиными правилами. Другая  важнейшая задача Шифферса  не дать превратить убийство царской семьи  в сентиментальную банальность « человеческого, слишком человеческого». Когда мы готовы  пустить слезу над убийством  детей и опять ничего не понять Банальность лишения жизни  человеческого тела, даже при обычном сострадании,  должна стать и становится в фильме  мистерией, а те, кто  на это неправильно смотрят должны либо в ужасе убежать, либо прозреть.
  2. Восприятие фильма – это прозрение от слепоты и снятие катаракты. Процесс прозрения – болезненный.

Просматривание того, что ни видел, прозрение от слепоты и катаракты – это болезненный  процесс. Режущий взрывающий слабые почти атрофированные  зрительные нервы свет  действует как режущий наждак, как наталкивание на  плотную бетонную стену.

Но как известно мягкая губчатая ткань шампиньона прорывает асфальт.

Икона как обведённый зрак  святого как и границы выплывания  этого зрака из темноты и неструктурированной хаотичности всё это нашло воплощение у  Евгения Львовича в его кинематографической  работе «Путь Царей».

 

  1. Театральная эстетика и режиссура «Театра Мёртвого дома в Пути Царей». Помещения человека в АД или героя и обнаружение помощи Спасителя. Скудность не пышность форм и средств , чтобы прследить энергетизм действия.  Фильм «Путь Царей» выполнен в  театральной  эстетике и  особой разработанной Е.Л.Шифферсом режиссуре «Театра Мёртвого дома». Театр Мёртвого дома- это  театр стеснённого умертвлённого пространства, где очевидней и определённей становятся резанирующие  энергийные состояния  действующих актёров, а также более явно обнаруживаются   источники  самой этой энергии. В пределе ТЕАТР МЁРТВОГО ДОМА –это театр особых средств выразительности, где важно обнаружить источник пробуждающей провидческой  энергии. В какой-то мере строящийся по  подобию Театр Мёртвого дома  подобен имитации Ада,   где предлагается  проследить при каких условиях Спаситель  вдруг обнаруживается  в  разных уровнях Адов  и  выводит оттуда  бессмертные души, осуществляя  утверждение бессмертия. Поэтому на мой взгляд, Театр Мёртвого дома  это особое предельное митериально- ( как сказал бы  Е.Л.Шифферс) йогическое упражнение  имитации схождения в Ады и обнаружение  помощи  Спасителя по выхождению из них.

18.Актриса Тетра мёртвого дома и куклы.

Важнейший момент в  фильме – эта тончайшая  работа актрисы  Театра Мёртвого дома Марии Шифферс  с куклами-скульптурами и также сами декорации Мёртвого дома представляющие Ипатьевский подвал. Система кукол позволяет создать динамические, но статуарно замирающие композиции. Актриса мертвого дома то , входящая в пространство кукол- живой человек среди  кукольно-скульптурных композиций , то выходящая  из этого пространства и оставляющая кукол одних позволяет нам  деавтоматизировать сами переходы между пластикой человеческого движения ( в данном случае отточенного йогического движения)  и  неподвижностью скульптуры, между включённостью в действие и отстранённым внешним наблюдением.  Бесконечное количество промежуточных состояний между внешними , отстранёнными композициями кукол-скульптур и  самоинициативным  движением человеческого тела  создаёт особую среду обнаржуения  источника  движения, развёртывающейся динамики. Именно в  этой среде формируется ощущение, что сердечная верность почитания  и благочестие   создают условие для  сампроявления  и самообнаружения просыпающегося сознания как космопланетарного события. Поэтому не вызывает сопротивления превращение рамочных  декораций   Ипатьевского подвала, где  располагаются скульптуры и осуществляет сценическое движения артистка Театра Мёртвого дома  в  образ кружащейся свастики одновременно напоминающий четырёхкамерное сердце, куда и  помещается  Ипатьевский подвал.

 

19.Евгений Львович и расширение пространства жизни. Забегание в  смерь, упражнение в смерти. Платоническая программа.

На наш взгляд Евгений Львович гениальный мистик, философ, режиссёр сделал очень сложную и очень нужную  многим  людям  вещь- он постоянно расширял пространство жизни, вместив в него и будущее прохождение  живущего сейчас сегодня человека сквозь смерть.

Упражнение в  смерти как основная задача настоящего Философа для расширения пространства жизни  из диалога «Федон»  Платона является  важнешим  платоническим направлением кинематографической программы Е.Л.Шифферса.

С этой точки зрения можно утверждать, что Евгений Львович боролся с  пеленой смерти как особым омрачением,  раскрывая тайну прохождения через смерть для многих людей.

Можно сказать, что на эту задачу направлено действие всех существующих религий как установление  связи  ушедших людей и  людей живущих.

Видимо – это одна из форм утверждения вечности жизни, что вызывает у всякого человека радость даже при всматривании, вглядывании в самые тяжёлые и мрачные события, способные  сотрясти любую твердыню, любой фундамент незыблемости.

В какой-то мере это – это тоже самое  , что инстинктивно постоянно  стремился сделать в  своём творчестве В.С. Высоцкий – тоже устремлявшийся во имя  жизни и  во имя памяти о героях «забежать сознанием героя в  смерть» ( термин Евгения Львовича Шифферса). НО для  Шифферса умевшего  сочетать высшие уровни вдохновения с  тончайшей различительной научной  артикуляцией было очень важно  разобраться в  какие онтологические миры попадает человек забегая из определённого онтологического состояния в смерть. Очень важно, чтобы пространство, куда Вы попадете правильно бы осознавалось и определялось .  Как звучит у В.С. Выготского-  «Мы успели: в гости к Богу не бывает опозданий. Что ж там ангелы поют такими злыми голосами?!»- Значит мы попали не в рай , где ангелы, а в другое место. Поскольку злыми голосами поют отнюдь не ангелы

Введение  молитвенных архетипических состояний  в реальное пространство жизни, в реальную практику поведения – в этом состоит  отличие от  Е.Л.Шифферса от действия С.С. Хоружего. Сергею Сергеевичу важно восстановить культурный  образец антропологии исихазма  и  условия его трансляции. Е.Л.Шифферсу же важно создать особого типа практику проживания  высоких состояний сознания и включить в практику проживания  этих состояний сегодняшних  людей.  Не возведение всего к исихастской традиции  умной молитвы , а нисхождение от высоких молитвенных состояний,  от состоявшейся умной  молитвы, от знания высоких состояний   в жизнь обычного среднего человека- вот что важно для  режиссёра  мистерий Е.Л.Шифферса.  Нисхождение  для чего? – Для того, чтобы  часть уснувших людей пробудить от сна, вызвать высокие экстатические состояния сознания, чтобы  с человеком произошла  переделка – «Отверзлись вещие зеницы…»  Человек начал бы  видеть и слышать.

Таким образом, Шифферс работает в пространстве практической реализации образцов, формировании  нового опыта этой реализации а не в пространстве  трансляции образцов, хотя пространство трансляции культурной традиции им достаточно осознано. К тому же надо иметь в виду, что для огромного сомна политических сил очень важно, чтобы исихастская православная традиция на состоялась бы как определённая политическая, государственническая традиция.. Режиссёрская функция обязательно включает в себя ещё и  кратофанию  – формирования  пространства, в котором обнаруживается освященность властии  и обнаружение архетипа правителя. Культуры  живут отнюдь не  виде райского сада, где  одни традиции добровольно и с подобострастием опускают головы для добровольного подчинения  другим культурам. В культурной политике и столкновении разных культурных стратегий состояние крайнего благочестия быстро сменяется  агрессивным волчьим желанием уничтожить другую традицию и тогда начинается космическая война на уничтожение.

Для  тех , когда значительная часть населения  нашей страны освоит содержание  фильма «Путь царей»  ( возможно не в стилистике самого этого фильма, а как-то иначе), покается в совершенном злодеянии, нам придётся возвращаться к  содержанию фильма  «Первороссияне» и мистериально освящать общность нового народа. Такова подлинная онтологическая сцепка  событийности этих двух фильмов Е.Л.Шифферса. Общность народа невозможна без архетипической явлености Правителя.  Появление Правителя делает возможным  проращивание органической целостности народа.

 

 

 

Тимофей Сергейцев

Узел

Они стреляли в Бога.

Е.Шифферс

 

Преданный миром и клиром,

За сына отдавший страну,

Опившуюся элексиром,

Прославившим сатану,

 

За сыном и вышел из ямы,

И вывел жену с дочерьми —

Предатели будут упрямо

И дальше их образ чернить,

 

Пока он уходит за Сыном,

Прощая своих палачей.

Убийц величают акыны

Мартеновских жарких печей —

 

Те печи расплавом покроют

Моря и леса, и поля.

Но в платье небесного кроя

К зиме облачится земля.

 

Бинтом отвратительно белым

В контрасте с кровавым бантом

Не скроешь улики расстрела.

Хватая разинутым ртом

 

Откачанный космосом воздух,

Маньяки ныряют в народ —

В глубокую тёмную воду,

Которая всех заберёт.

***********************************

Юрий Громыко

Про актрису Театра Мёртвого Дома в  фильме “Путь Царей”

 

Играет в куклы целый день –

Всё делает серьёзно.

И  свою тень в чужую тень

Вплетает виртуозно

 

Что  говорит её игра

В  подвале преисподней?

Что началась жизнь не вчера,

Но  отвечать сегодня

 

Застывший ряд стоит скульптур –

Египетские тени

Вскрывает  немота фигур

Природу  преступленья

 

И звуков скрежет в тишине

Выводит повороты.

Всё на войне как на войне

Чудовищны расчёты.

 

Распятая семья  сквозь дверь

Через ПОРОГ чертога

Соединяет жизнь и смерть

В прямом  призыве  Бога

 

Как с  вечностью нам говорить

Во что глядеть в молчанье

Куда  пройдёт сознанья нить

Где смолкнет вдруг отчаянье

 

И обнаружится исток

Чужой огромной силы

Чтобы пройти убитый мог

Сквозь пустоту   могилы.

 

А в общем и могилы нет –

Вместо картин лишь рамы

И в темное сияет свет

Из Ганиной из ямы

 

А что народ? Да мы – народ!

Как в этой катавасии

Сопрячь истории извод

В прямолинейность счастья?

 

Что б выходило, как хотим

Чтоб колосились нивы

Чтобы  были на своём пути

Удачливо хранимы.

 

Нет, видно, если  не принять

Вся черноту измены

Не сдвинуть словесами вспять

Лихие перемены.

 

Юрий Громыко, директор Института опережающих исследований имени Шифферса

специально для РНК

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: