Движение в сторону ЕГЭ



Единый экзамен повысил мобильность абитуриентов и расходы на нее. В результате введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) мобильность российских учащихся — то есть склонность к смене места жительства ради образования — в больших городах повысилась на 4 процентных пункта, а в малых — на 12 процентных пунктов, свидетельствуют данные Высшей школы экономики. Введение ЕГЭ также стало косвенной причиной роста трат домохозяйств — на 40-50% увеличилась вероятность возникновения у них дополнительных расходов на переезд абитуриентов и на 70% — на их подготовку к экзамену.

Введение единого государственного экзамена существенно увеличило расходы домохозяйств на обучение абитуриентов и их последующий переезд к месту обучения. Такие выводы можно сделать из исследования экспертов Высшей школы экономики “Тренды высшего образования в РФ: исследуя последствия реформы единого государственного экзамена” (Moving On Up for High School Graduates in Russia: the Consequences of the Unified State Exam Reform). Его основой стали данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения за 1994-2014 годы.

Как следует из этой работы, в ходе реформы вступительных экзаменов в высшие учебные заведения мобильность абитуриентов существенно возросла. Предсказуемо менее всего изменились траектории тех абитуриентов, кто и так проживал в крупных университетских центрах — Москве и Санкт-Петербурге — или в наименее населенных сельских районах, отмечают исследователи. Однако мобильность тех, кто проживает в других крупных городах, возросла на 4 процентных пункта (до 5,3%), а для жителей маленьких — на 12 процентных пунктов (до 17%). Эти показатели, впрочем, по оценке авторов, по-прежнему невелики по сравнению, например, с мобильностью абитуриентов в США — там она достигает 60%. Исследователи отдельно отмечают: любое увеличение географической мобильности может способствовать росту мобильности социальной, хотя и не обещает ее.

Увеличение вероятности переезда, в свою очередь, повысило и возможность возникновения у домохозяйств дополнительных расходов на обеспечение поступления абитуриентов в вуз и переезд к месту учебы. Так, вероятность финансовых трансфертов родителей детям, направленных на помощь в переезде, выросла в результате на 40-50%. Увеличилась и вероятность расходов на подготовку к экзаменам — шансы, что родителям придется тратить дополнительные средства в последний год школьного обучения, выросли на 70%.

Отметим, что ранее эксперты исследовали и финансовую доступность высшего образования (показатель учитывал долю бюджетных и платных мест, число общежитий и прожиточный минимум региона). Лучший результат оказался у Санкт-Петербурга, где стоимость обучения и аренды жилья относительно невысока по сравнению со среднегодовым доходом домохозяйств (391 тыс. руб.). На втором месте — Амурская область, которая может полностью обеспечить потенциальных студентов местами в общежитии при невысокой стоимости года обучения (39 тыс. руб.). Сложнее всего ситуация с финансовой доступностью высшего образования в Дагестане (высокая стоимость обучения), Ингушетии (невысокие доходы) и Чечне (высокие расходы на жилье, подробнее см. “Ъ” от 1 февраля).

Анастасия Мануйлова

https://www.kommersant.ru/doc/3289556?utm_source=kommersant&utm_medium=economic&utm_campaign=four

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях