Тонкая красная линия. «Правдоподобие угрозы» является одним из ключевых понятий силовой дипломатии



Александр Колбин

«Правдоподобие угрозы» является одним из ключевых понятий силовой дипломатии. Известное заявление предыдущего президента США Барака Обамы о «красной линии» в развитии сирийского конфликта, сделанное Обамой в 2012 г., должно было бы создать для Башара Асада сложно разрешимую дилемму.

Она заключалась бы в том, что применение Асадом химического оружия для сохранения режима и устрашения оппозиции после заявления Обамы становилось смертельно опасным для самого режима из-за возможного военного удара со стороны Соединенных Штатов.

Как известно, после заявления Обамы химическое оружие на территории Сирии применялось несколько раз, хотя в мире до сих пор не существует единого мнения (и прежде всего – единого между Америкой и Россией) о том, кто именно нарушил табу на применение смертоносных боеприпасов. В конце лета 2013 г., после химической атаки в Гуте в пригороде Дамаска, всем казалось, что до нанесения удара США по Сирии пресловутыми «томагавками» остаются считанные дни, если не часы. Подогревали это ощущение и эмоциональные выступления президента Обамы и государственного секретаря Джона Керри. Однако атаки не последовало.

Так в 2013 г. Дамаск убедился в возможности разрешения обозначенной выше дилеммы более приемлемым для себя путём. Благодаря усилиям в том числе со стороны России и при согласии Соединенных Штатов, за химической атакой в Гуте последовал не ракетный удар, а соглашение о вывозе химического оружия из Сирии. Однако с тех пор неспособность (или нежелание) лично президента Обамы отдать приказ о военном ударе по территории Сирии в ответ на нарушение обозначенной им самим «красной линии», стала объектом жесткой критики как со стороны независимых специалистов в области нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ), так и со стороны его политических противников.

Основное недовольство заключалось в том, что, продемонстрировав неправдоподобие собственной угрозы, администрация Обамы только спровоцирует сирийский режим (а впоследствии – и другие подобные «диктаторские режимы») безнаказанно разрабатывать и применять химическое оружие (в том числе против мирного населения). Кроме того, высказывались опасения, что непоследовательность американской администрации может подорвать эффективность и надежность всего режима нераспространения химического оружия, основой которого является Конвенция о запрещении химического оружия (КЗХО). Ведь если угроза наказания за нарушение режима не реализуется, возникает справедливая надежда на то, что и в последующем нарушение может сойти с рук. Тем более что известно: производство химического оружия возможно наладить при наличии в стране всего лишь сравнительно небольшой химической промышленности и штата профессионалов с университетским знанием химии.

Именно памятуя о слабости экс-президента Обамы, а вовсе не из своей «излишней эмоциональности» или «впечатлительности», как поспешили заявить некоторые комментаторы, нынешний президент Дональд Трамп перед началом бомбардировок заявил о том, что химическая атака в Идлибе «пересекла красную линию». При этом заметим, что в отличие от предыдущей администрации президент Трамп не стал дожидаться результатов каких-либо «консультаций с союзниками» или с Россией и создавать временной лаг между пересечением обозначенной им «красной линии» и своими реальными ответными действиями. Тем более что для начала такой атаки в самые сжатые сроки все было подготовлено еще при предыдущей администрации.

Ракетный удар США по территории Сирии 7 апреля 2017 года следует рассматривать как знак возвращения Соединенных Штатов к использованию методов силовой дипломатии и угроз применения военной силы против нарушителей режима нераспространения.

А во-вторых, следует ожидать развития подобной политики в отношении не только Сирии, но и других государств, деятельность которых в плане нераспространения ОМУ (и в целом – в плане нарушения международных норм, включая поддержку терроризма) может вызывать у США и их союзников известные вопросы.

Уже сейчас ясно, что в этом «зале ожидания» силовой дипломатии Трампа находится Северная Корея, в отношении которой из его уст несколько дней назад уже прозвучали слова о том, что «время на исходе, и рассматриваются все возможности». Другим кандидатом на прочерчивание очередной «красной линии» может стать Иран, соглашение с которым по ядерной программе, как известно, вызывает резкое неудовлетворение у нынешнего хозяина Белого дома. Другие кандидаты могут быть, вероятно, обнаружены в списке государств (помимо уже названных Сирии и Ирана), жителям которых не так давно был запрещен въезд на территорию США – Ирак, Судан, Ливия, Сомали и Йемен.

Наконец, и Россия, скорее всего, испытает на себе возврат Вашингтона к «правдоподобной силовой дипломатии». И прежде всего – в сфере контроля над вооружениями, которая является одной из немногих сфер, где между Россией и США еще существует какое-то формальное и часто – конструктивное взаимодействие. К примеру, я совершенно не исключаю проявлений силовой дипломатии США в ответ на предполагаемые нарушения Россией Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД) – вплоть до выхода Соединенных Штатов из данного договора и размещения ими своих собственных РСМД на территории европейских союзников. Другой возможной сферой «правдоподобной силовой дипломатии» Трампа может стать Украина, где любое силовое вмешательство американцев и вовсе чревато прямым вооруженным столкновением с Россией.

Цена вопроса состоит сегодня в том, что время, которое президент Трамп отвел на дипломатическую работу после пересечения обозначенной им «красной линии» в Сирии свелось практически к нулю, что сделало невозможным поиск компромисса, подобного тому, который был достигнут между Дамаском, Москвой и Вашингтоном при прошлой администрации. Возможно, это говорит нам о том, что и все другие «красные линии» президента Трампа будут слишком «тонкими» для того, чтобы дипломатия успела предотвратить их разрыв, приводящий к вооруженному конфликту.

 

 

Александр Колбин – консультант ПИР-Центра, советник президента группы- компаний «Волга-Днепр».

Источник: globalaffairs.ru.

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ИДЕОЛОГИЯ


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.