Устойчивость под санкциями и программное обеспечение (ПО, «софт»)

253

Проблема простая, западные государства могут ввести санкции и запретить зарубежным компаниям поставлять лицензии и услуги ПО в России. Использование ПО станет незаконным. Для тех пользователей, кто будет продолжать его незаконно использовать, — а куда им деваться? – может начаться блокировка работы ПО через сеть.

Фантастика? Да нет, в Крыму запрет уже действует. Почему его не распространить на другие регионы, или на всю Россию? Да легко, например, за несдачу «страшного» Асада. То есть нам за суверенитет придется заплатить. Как сделать эту плату поменьше?

Заказчикам проектов у компании NAUMEN такое отключение не грозит, мы выпускаем «софт» на стеке Open Source, и наш «софт» не отключат, «выключалки» такой нет. Но такого «софта» мало и проблема большая.

Что бы я сделал? Для начала определил масштаб бедствия для инфраструктурных отраслей. То есть для тех отраслей, которые не могут остановиться. Энергетика, прежде всего электрическая, потом нефте-газовая, угольная, транспорт топлива, транспорт и логистика продуктов питания. Финансовые платежные операции. Цепочки поставок воды, тепла, газа, отведения отходов. Военные вроде должны сами о себе позаботиться, но живут то они в общей инфраструктуре. И электричество, топливо, еда и деньги им также нужны.

Нужно перечислить основные информационные сервисы этих отраслей, как собственные, так и сторонние. Провести работу по определению конфигурации этих сервисов и определить проблемные темы. Определить временные приоритеты. Электричество нужно каждую секунду, а завоз дизтоплива на заправку может ждать один день, например.

Следующим шагом надо объявить потребности организаций, собрать предложения от компаний. Далее — как обычно — план по введению новых сервисов. С ресурсами, подрядчиками и сроками. План в двух вариантах — обычный и мобилизационный, то есть когда надо ввести критические сервисы в течение суток, или недели, в зависимости от того, сколько может подождать. Очевидно, что нужны инструментальные сервисы для такой работы. Их тоже надо сделать.

Ну и сразу бы скорректировал законодательство, запретив использование проприетарных компонентов ПО компаниями с госучастием в новых проектах. Зачем создавать известные проблемы?

Основной вопрос — а кто главный во всем этом деле? Где госорган, типа ГКО (государственный комитет обороны), который озабочен устойчивостью всей инфраструктуры страны под санкциями, обладает необходимыми полномочиями и бюджетом. Без него непонятно, кто может такую работу начать.

Давыдов Александр, председатель СД  Наумен

Для РНК

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: