Названы победители всероссийской инженерной олимпиады школьников



“Разогнать” ядерный реактор на полную мощность?  Управлять роботом силой мысли? Вырастить в пробирке фотонный кристалл? Для участников всероссийской инженерной олимпиады школьников это не проблема. Соревнования для юных конструкторов, инженеров и айтишников прошли в центре для одаренных детей “Сириус” (Сочи) в рамках Национальной технологической инициативы. 300 финалистов – лучших суперспециалистов будущего (а пока учеников 9-11 классов) в течение пяти дней создавали “умные” инженерные устройства, щелкали сложнейшие задачки как орехи и испытывали свои разработки в командных соревнованиях.

В лабораторию биотехнологий пускают только в белом халате и защитных очках. За стеклом – “чистая” зона, где 11-классники редактируют ДНК бактерий с помощью методов генной инженерии. Плазмиды с генами флуоресцентных белков они трансформируют в компетентные клетки. Чуть дальше – футуристичные стойки со сложными аквапонными установками и ярким ультрафиолетом. Эмоции зашкаливают: ощущения – как на космической станции. И сразу 9-классники объясняют задачу: нужно наладить работу биосистемы “рыба-почва-растение”.

– Форель выделяет аммиак, нам нужно правильно рассчитать концентрацию реагентов и балансировать их, поддерживая pH, очищать воду и перерабатывать аммиак в удобрения для салата, – говорит Яна Балацкая из Москвы. – Основная сложность – довести биосистему до максимально выгодного симбиоза. При этом показатели меняются каждый день, а у подопытных стресс. Одна рыба даже откусила плавник своей соседке. Это неплохая практика, ведь я серьезно увлекаюсь биологией, хочу поступать на биофак МГУ и мечтаю стать вирусологом.

Перегонные колбы, суперчувствительные микроскопы, емкости с реактивами… Секция нанотехнологий тоже встречает белыми халатами. Здесь шесть команд выращивают сферы диоксида кремния и получают из них фотонно-кристаллические пленки.

– Сначала синтезируем ядра кристаллов, потом их нужно вырастить до 400 нанометров. Чем однороднее частицы, тем больше шансов на победу, – говорит 10-классница Алена Захарова из Свердловской области. – Химия, физика, информатика, – нужна серьезная теоретическая подготовка во всех областях. Думаю, это поможет поступить мне на химфак СПбГУ.

Задания олимпиады составляли энтузиасты, работающие на переднем крае технологий: сотрудники лабораторий, основатели стартапов, вузовские молодые ученые. Задачи максимально приближены к реальной практике. А cреди организаторов – РВК, Московский, Томский, Санкт-Петербургский и другие политехнические университеты.

К примеру, секцию по нейроинтерфейсам – системам взаимодействия человеческого мозга и машины – курирует МФТИ. По словам Тимура Бергалиева, завлабораторией прикладных кибернетических систем Физтеха, ребята должны были собрать механический манипулятор, управляемый с помощью биосигналов человека, в том числе силой мысли через считывание мозговой активности. Сжимаешь руку, обвешанную электродами, а робот тут же повторяет за тобой, разжимаешь – и железная клешня отпускает захват. Из разных концов нейролаборатории слышны возгласы “Я железный человек!” А в голове крутится мысль: “Где все это было, когда я училась в школе??”

В соседнем зале парни собрались вокруг небольшого полигона и запускают автономных мобильных роботов. После каждого старта – громкие аплодисменты. Это трек “Интеллектуальные робототехнические системы”.

– Самое сложное – оснастить устройство интеллектом. А конкретно – решить задачу навигации робота на полностью автоматизированном складе. Именно так в будущем будут работать все погрузочные центры, – говорит координатор профиля Александр Колотов из университета “Иннополис”.

А вот секцию ядерной энергетики курирует не только НИЯУ МИФИ, но и Росатом. Ребята работают на виртуальном тренажере, моделирующем реальный реактор. Задача – вывести его на полную мощность как можно быстрее и при этом удержать контроль над безопасностью, то есть, избежать взрыва и не разнести все в пух и прах.

И это – далеко не все. В центре внимания – передовые технические и научные области. Системы “Умный дом”, космические спутники дистанционного зондирования Земли, автономные транспортные системы, интеллектуальная энергетика, беспилотники, большие данные и машинное обучение, беспроводная связь… Победители олимпиады, лучше всех проявившие себя в этих областях, получили главный приз – 100 баллов ЕГЭ по математике, физике или информатике при поступлении в ведущие российские технические университеты, или же – плюс 10 баллов к портфолио поступающего.

В олимпиаде участвовало более 12 тысяч юных инженеров со всей страны, а победили – всего 15 команд, и еще 17 ребят получили индивидуальное первенство. Больше всего побед – у школьников из из Москвы, Казани и Новосибирска.

Кстати, Олимпиада Национальной технологической инициативы – только часть большой системы инженерной подготовки школьников, которая выстраивается сейчас в России. К примеру, по всем соревновательным направлениям дети могут готовиться в центрах инновационного творчества -“Кванториумах”, которые уже появились во многих регионах.

В следующем году Олимпиада будет проводиться совместно со странами АТЭС, чтобы школьники России, Китая и других азиатских стран смогли сравнить свои инженерные достижения.

От первого лица

Гульнара Биккулова, заместитель генерального директора, член правления РВК:

– Олимпиада создана для того, чтобы уже сегодня вовлекать школьников в решение актуальных задач бизнеса, повышать их интерес и мотивацию к выбору инженерных специальностей. Мы рассчитываем на то, что дети, которых мы сегодня видим на олимпиаде, уже через несколько лет начнут создавать собственные стартапы. Поэтому важно, чтобы они имели представление о том, что такое институты развития, как устроены инструменты государственной поддержки, с какими проектами мы их ждем.

Андрей Николаенко, ректор Московского политехнического университета:

– Мы второй год проводим эту олимпиаду. Здесь очень много талантливых школьников, нацеленных на инженерное творчество, и любой вуз заинтересован в том, чтобы к нему приходили именно такие ребята. Формат – уникальный: здесь соревнуются команды молодых разработчиков со своими передовыми проектами. У себя в вузе мы также делаем ставку на проектное обучение: эта дисциплина обязательно входит в программу будущих инженеров. Беспилотный транспорт, атомная энергетика, информационные системы… Мы планируем на постоянной основе закрепиться на площадке “Сириуса”, даем возможность вчерашним школьникам развивать те проекты и стартапы, которые они начинали, в том числе, в рамках этой олимпиады.

Никита Анисимов, ректор Дальневосточного Федерального Университета:

– Эта олимпиада готовит профессионалов будущего. ДВФУ во многом выполняет ту же миссию, работает с талантливыми детьми, которые способны на прорыв в технологической сфере. Мы вошли в число организаторов олимпиады и уже выдвинули несколько новых идей. К примеру, в следующем году среди соревновательных дисциплин появится подводная робототехника: спрос на исследование ресурсов мирового океана растет с каждым годом, и мы по этому направлению – самый сильный вуз в стране. Сейчас внедряем новые образовательные программы: по биомедицине и биотехнологиям, автономным транспортным системам, а с сентября даже хотим запустить по кампусу беспилотный автобус. Всех школьников, глубоко погруженных в инновационную среду, мы готовы подхватить после олимпиады и раскрыть их потенциал, дать возможность создать в вузе свой стартап, выйти на огромный рынок Азиатско-тихоокеанского региона.

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ШКОЛЬНОЕ ОКНО


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях