Сергей Емельянов: Воспроизводство и самовосстановление



Современная философия абстрагируется от социально-политических процессов, а великие истины слишком важны, чтобы быть новыми. Основоположники и классики приходили к заключению, что результатом реализации социального идеала и производства должно выступать само общество и «всесторонний» человек.

Еще не испорченный марксизмом К.Маркс в «Экономическо-философских рукописях» (1844 г.) указывал: «… в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь. Благодаря этому производству природа оказывается его произведением и его действительностью. Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни человека: человек удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно и созерцает самого себя в созданном им мире».

Через потребление произведенного продукта человек должен возвращаться опять к самому себе, но уже как производящий и воспроизводящий себя самого индивид.

Осмеливаясь высокий слог употребить, можно сказать, что значение социально- преобразующей деятельности и труда трудно переоценить. Социально-трудовая активность должна производить самого человека. Если история есть результат деятельности людей, то данным итогом являются в первую очередь не артефакты, а сам человек, делающий историю.

В концепциях постиндустриального общества и «экономикса» значимость воспроизводства человека стремится к нулю. При отсутствии собирающих смыслов  индивидам отказывается «в удовольствии» быть субъектом социальных преобразований. Вместе с тем настойчиво предлагается привлекать счастье и деньги, заниматься  дианетикой, самовосстановлением и аутотренингом. А также – становиться успешными и жизнерадостными.

Создатель дианетики Р.Хаббард дает такое определение своему детищу: «Дианетика, метод духовного исцеления – наиболее действенное учение о разуме».

Слово «дианетика» означает «посредством разума». Происходит от «dia» – «через» и  «nous» – «душа», «разум». Более развернутое понимание этого термина –  «то, как разум влияет на тело».

В дианетике  «оптимизированное» состояние называется клиром, а процесс приведения в это состояние – клированием. Данная процедура, с позиций дианетики, резко улучшает  физиологию организма и отношение к обстоятельствам жизни.

Суть такой психической установки сводится к умению «вмонтироваться» в функционирующую общественную систему вне зависимости от доминирующих в ней приоритетов. Дианетика исходит из тезиса, что каждый двуногий Homo от рождения «хороший» и основные силы разума направлены на созидание и благо.

Полулегендарный «Институт Самовосстановления Человека» («АНО ИСЧ») является сетевой тренинговой компанией и сочетает элементы психокульта, лженауки и псевдосуфизма. Полную биографию создателя и руководителя данного заведения М.С.Норбекова и достоверные сведения о его квази-научной деятельности воссоздать невозможно ввиду отсутствия данных в открытых источниках.

Наибольшей популярностью пользуются опус Норбекова «Опыт дурака, или ключ к прозрению. Как избавиться от очков». Все последующие издания и переиздания («Дурака учить, что мертвого лечить, или советы здоровья на каждый день», «Где зимует Кузькина мать, или как достать халявный миллион решений» и др.) с описаниями практик  медитации дублируют и дополняют первый труд.

Сам сын узбекского народа М.С.Норбеков проводит мастер-классы по «анатомии успеха», называет себя «профессором, доктором философии, психологии и медицины, а также действительным членом ряда российских и зарубежных академий». На самом деле «основоположник» был отчислен с третьего курса ВУЗа и не имеет законченного высшего образования.

Для «самовосстановления» настойчиво рекомендуется формировать осанку и мимику «победителя». Надлежит искусственно вызывать состояние радости и усилием воли мыслить об идеале здоровья. Такое поведение будет самопроизвольно инициировать искомый результат.

Нота бене: демаркационная линия между самовосстановлением, самовнушением и самолечением достаточно условна и в каждом случае нужно мыслить конкретно. Некоторой дозы грамотной самопомощи (особенно в условиях платной медицины) избежать невозможно. В процессе амбулаторного  лечения  многое зависит от того, что и как думает пациент. Психологическая лечебная составляющая известна под названием «плацебо-эффект». На него влияют врачи и знакомые. А также ‒ реклама, слухи и предрассудки.

«Теоретическое обоснование» всех экзерциций по самовосстановлению и самосовершенствованию сводится к сентенциям «что внутри, то и снаружи», «сумма внутренних сил примерно равна сумме сил наружных» и «если не можешь изменить ситуацию, то надо изменить отношение к ней».

Данная методология сопрягается с основными принципами философии даосов и античных стоиков  «чтобы не было страданий, надо не иметь желаний» и  «жить надо сообразно природе». Однако в конечном итоге стоики превращаются в скептиков, подвергающих сомнению  истинность всех богов и идеалов. Подавленная социальная активность ведет к депрессиям  и потребности в «самовосстановлении».

Самовосстанавливающийся индивидуум может частично улучшить свое физическое здоровье и формы тела, которое «одолжила нам Вселенная» (мудрость Лао-Цзы), но не способен стать «субъектом истории».

В подмене понятия «воспроизводство человека» термином «самовосстановление» состоит трагично-специфическая особенность современности.

Это явление можно назвать сотериологией (греч. «soteria» -спасение) успешности. В ее основе ‒ рассечение трансцендентного (высшего) и имманентного (низшего). Не только  марксисты считают, что без этого невозможен вирус капитализма. Фактически это означает, что современные особи имеют право только на утешение и не могут активно вовлекать идеальную мотивацию в круг обыденного.

Высшие мотивы выводятся за скобки современной социальной системы с «внеогневой» культурой жизни. В этом и состояла иллюзия так называемого «конца истории». Однако события 11 сентября 2001 года показали, что есть и другой путь. Сама трагедия и возникшая вслед за ней угроза глобального терроризма заставили свободных американо- переселенцев задать себе несколько отрезвляющих вопросов относительно жизненных приоритетов.

Юный «протестантский» капитализм еще оперировал «технологией» прорыва из повседневного в идеальное. Желание слиться с Богом диктовало напряженность деятельности. Активные индивиды могли преодолеть раздвоенность мотивации, встав на путь тиранической эксплуатации повседневности во имя достижения связи с идеальным. Но эксплуатируемые были лишены связи с Богом. Современный же капитализм базируется на мотивационной расчлененности.

Пока Запад осваивал Новый Свет, богомольная Россия как лучшая в мире Родина находилась на пике духовного и эсхатологического напряжения.

Вводя православное христианство на Руси, князь Владимир глубоко воспринимал его положения, обращенные к душе человека: «Блаженны дающие милостыню, и помилованы они будут», «Просящему  у тебя дай, и от того, кто хочет взять у тебя в долг – не отворачивайся», «Продавайте ваши имения и давайте милостыню», «Радуйся с радующимися и плачьте с плачущими».

В балалаечной России определенные ингредиенты европеизации появились еще в период «реформатора-окноруба» Петра I.

Собственно о российской «бизнес-элите» можно с определенными оговорками писать и говорить только по отношению к пореформенному периоду. Но и после эмансипирующей реформы предпринимательская ментальность не очень отчетливо выкристаллизовывалась. Купеческую репутацию укрепляли православная религиозность и почвенная культура.

Диагноз геополитических вертикалей с «бизнес-тренингами» подводит к выводу, что свобода  не делает человека счастливым и не оберегает личность от подавления посторонней волей. Так называемый свободный «западоид» (термин А.А.Зиновьева) во многом делается даже более зависимым и болезненным, теряя внутреннюю устойчивость. Кто хочет-не может, кто может- не хочет,  а кто хочет и может, тому не дают.

Интеллектуальный и духовный ратник Ю.Д.Петухов отмечает: «Безусловно, совершенствоваться надо. Пределов внутреннему “обустройству” нет. Но самое главное- реальное, объективное совершенствование происходит не в “болоте внутреннего обустройства” и самокопания, а только и исключительно- в борьбе, в преодолении внешнего сопротивления. Это аксиома. Это «дважды два» (но этого не знают мудролюбы- “обустройщики”). Пример – четыре года Великой отечественной для самосовершенствования и “обустройства” России дали больше, чем предыдущие двадцать четыре».

Гламурное большинство «современной цивилизации» является участниками «праздника живота» гедонистов и бонвиванов. Этот своего рода «потребительский пролетариат» ориентируется не на «светлое будущее»,  а на созданное для них настоящее, яркие развлечения и эйфорию по банальному поводу. Искусству отводится рекламная роль. Чувство патриотизма размывается иллюзиями рая за рубежом.

Галлюцинирующей молодежи прививается «стремление к самодостаточности», а образовательные программы нацелены на необходимые для выживания умения и навыки. Суть новых подходов в воспитательной работе сводится главным образом к формированию «лидерских  качеств». Народ наматывается на зеленоглазый доллар и  идеал антигероя. Не наблюдается воспроизводства  населения даже в простом биологическом смысле.

В трех чтениях за один раз можно принять положение, что лишь глубина дает превосходство истинное, а в материях возвышенных – героическое.

comments powered by HyperComments

Перейти к рубрике ИДЕОЛОГИЯ


Уважаемые посетители сайта! Настоятельно просим не употреблять брань в комментариях.
Комментарии модерируются. Пишите корректно.
А если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях


Важно:
Все материалы представленные на данном сайте, предназначены исключительно для ознакомления. Все права на них принадлежат их авторам и/или их представителям в России. Если вы являетесь правообладателем какого-либо материала и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась среди читателей сайта без вашего на то согласия, мы готовы оказать вам содействие, удалив соответствующие материалы или ссылки на них. Для этого необходимо, направить электронное письмо на почтовый ящик fond_rp@mail.ru с указанием ссылки на материал. В теме письма указать Претензия Правообладателя.