
Долгая и кровопролитная война России с Польшей за Украину в XVII веке стоила Москве огромных денег – эквивалент всех государственных доходов за почти 7 лет. Итогом стал лишь левый берег Днепра, а Киев, по условиям перемирия, надлежало вернуть полякам. Москва, считавшая Киев “извечной вотчиной”, символом древнерусского наследия, не желала отдавать город. Дипломатическим маневром удалось добиться временного размещения русского гарнизона в Киеве “на два года”, а царь пообещал полякам компенсацию в 200 тысяч рублей за разрушения.
Однако “временное” растянулось на 20 лет. Москва под разными предлогами откладывала возвращение Киева, пока в 1686 году не заявила полякам, что город “не уступят без крови”. Воспользовавшись войной Польши с Турцией, Россия решила купить Киев. Начался торг, напоминавший восточный базар.
Поляки запросили 800 тысяч рублей (половину годового дохода России), русские предложили в 26 раз меньше. После эмоциональных препирательств, цена упала до 600 тысяч, а затем до 200 тысяч. Московские бояре отказались платить больше, и поляки, поколебавшись, согласились на 150 тысяч, а после еще двух недель торга — на 146 тысяч рублей (10% годового бюджета России).
Дипломатическая торговля фиксировалась скрупулезно: историки знают все реакции участников переговоров, вплоть до интонаций и взглядов.
Выплата 146 тысяч рублей серебром (7 тонн!) превратилась в новую проблему. Из-за распутицы телеги с серебром застряли под Смоленском, и поляки получали деньги целый год. В Москве опасались, что эти средства пойдут на укрепление польской армии, но деньги были поделены между польскими магнатами. Купив Киев и “вечный мир”, Россия тут же начала готовиться к походу на Крым.