Когда Банк России на минувшей неделе хладнокровно установил курс доллара выше 100 рублей, среди обывателей на это не обратил внимания практически никто. Деловая пресса, впрочем, тоже не слишком шумела.
Ну и, разумеется, никаких оправданий, извинений или внятных объяснений, почему случился «провал рубля», мы из Центрального банка РФ не услышали. Надеемся, что только пока.
А хотелось бы — ведь у нас же два с лишним года по части финансов, если верить родным ЦБ и Минфину, а не собственному кошельку, всё обстояло просто блестяще, главное — что на зависть врагу. И вдруг прямо по Черномырдину — не было такого никогда, и вот опять. Что опять?
Похоже, на повестке дня опять девальвация. Хуже того, наш самый независимый в мире Центральный банк абсолютно неожиданно, если судить по всей риторике последних даже не месяцев, а лет, решил признать, что повышение ключевой ставки не работает.
От слова «вообще». И уж если лично председатель главного кредитного учреждения заявляет, что один процент прибавки к ставке даёт всего лишь 0,1 процента снижения инфляции, с этим надо что-то делать. Только не требуйте сразу отставок, как на фронте, – было бы кем заменить наших «генералов от финансов».
Желающих-то много, но толку, боимся, будет мало. Потому что любого другого председателя ЦБ РФ, будь то Глазьев или Делягин, или кто помоложе, сразу так повяжут, что он все свои антилиберальные убеждения забудет.
Ну а под кем функционирует наше главное кредитное ведомство, мало для кого секрет, но… Иного нам не дано, поскольку пресловутая экономическая независимость в современном мире – не более чем пропагандистский фетиш.
И лучше бы пользовать его пореже, иначе надоест и самому неискушённому потребителю. Пока же в Банке России нежданно-негаданно заговорили о возможности снизить ключевую ставку, раз уж она не работает. Не уточняя, когда и насколько.
Перемен! Мы не ждём перемен!
На данный конкретный момент курс доллара выше 100 рублей только смотрится страшно, а по сути почти ничего не меняет. Немного выиграют экспортёры, в плюсе будет и казна, а простой народ почувствует всё чуть позже – по ценам в магазинах. Но они-то, треклятые, расти начали задолго до того, как американец зашкалил за сотню.
Каждую прибавку к валютному курсу эксперты научились оценивать давно, хотя доносят это до нас не так убедительно, как Эльвира Сахипзадовна из Банка России. На данный момент каждая десятка прибавки к долларовому курсу – это как минимум два, а то и три процента к инфляции.
Только вот кто объяснит, с какой стати так упорно и последовательно росли цены при вполне застывшем курсе доллара на протяжении всего уже уходящего 2024 года. И то, что доллар под сотню, а теперь и выше, – вряд ли кто-то станет спорить, это же отнюдь не новость. Им нас пугали больше чем полгода назад.
А цены при нём подскочили по самым востребованным потребительским товарам процентов на 15-20, это минимум. И что нам тогда, бояться доллара по 120 рублей или больше? Отрываемся от заграницы хотя бы в потребительском секторе, так давайте же отрываться всерьёз!
И про импортозамещение тогда никакие сказки нам больше не рассказывайте, пожалуйста. Хотя бы по главным каналам ТВ. В конце концов, там, где без импорта не обойтись, можно и принять рост цен как данность. Турки с этим живут уже с десяток лет, да и у нас есть за плечами опыт девяностых.
Но всё это никак не должно касаться товаров первой необходимости, где с замещением импорта, причём полным, давным-давно нужен полный порядок. И где аргументы против? Скорее всего, их просто нет, и тут даже искусственный интеллект не помогает.
Бремя экспертов
Тем временем эксперты, в том числе и упомянутые Сергей Глазьев с Михаилом Делягиным, и даже Михаил Хазин с Александром Разуваевым, наперебой твердят, что пресловутая политика инфляционного таргетирования ЦБ, принятая в 2015 году ещё в старых экономических условиях, сегодня неэффективна.
Тут же у кого-то можно отыскать и вопли про то, что экономика России окажется «в руинах», и есть даже угроза социального взрыва. Взрыв, конечно, исключать никогда нельзя, но только если будут перебои с хлебом или перебор со смертями. Так было, и лучше пусть больше такого не будет.
Дежурный комментатор от ЦБ РФ Алексей Заботкин, один из молодых заместителей Эльвиры Набиуллиной, уже взял на себя роль той резиновой груши, которая помогает «спускать пар», получая обвинения в незнании истории, а заодно и трансляции заезженных «штампов монетаризма».
Но ключевую ставку как таковую слишком яро ему отстаивать не приходилось. И, кажется, больше уже не придётся. Банк России готов ударить по тормозам, снижая ключевую ставку, но не поздновато ли?
До кадрового дефицита перегретую экономику уже довели, мощностей новых промышленных не прибавилось, кредиты переваривать даже с нулевой ставкой может оказаться нечем, да и некому. Камуфляж провала политики высоких ставок в виде пропаганды крайне выгодных вложений в банки вовсе не сработал.
Мало кто понёс деньги к тем, у кого потом придётся брать в долг, да ещё и на более тяжёлых условиях. Ипотеку по стране, по всем признакам, и вовсе можно прикрывать, хотя, может быть, это и упасёт от полного краха всероссийской строительной пирамиды.
Какие ещё пять процентов?
Интересно, если Эльвира Набиуллина заговорила о возможном снижении ключевой ставки, то она перестанет нас убеждать в том, что заоблачная стоимость заёмных денег не влияет на инфляцию? У неё же когда-то проскочила оценка в 5 процентов относительно вклада стоимости кредита в себестоимость большинства экономических агентов.
Ну и где эти пять процентов теперь? Ведь к оборотному капиталу они составят отнюдь не пять, а все пятьдесят, а то и семьдесят пять процентов. Или же всё это – не более чем прикрытие стремления подвести под банкротство всех, кого только можно? Зачем?
Не спрашивайте — только затем, чтобы потом всё это отнять или, в крайнем случае, выкупить по дешёвке. Передел собственности — любимое развлечение либералов от экономики, самым ярким представителем которых в России оказался небезызвестный беженец Чубайс.
И не просто так Дональд Трамп, на которого культурный и деловой российский бомонд чуть ли не молился, ещё до вступления в президентскую должность заговорил о том, что хочет банкротить Россию и Иран. Опять же, купить потом можно будет куда как дешевле.
В 1998 году с Россией не получилось – Евгений Примаков развернул самолёт над Атлантикой, так может теперь? А вы говорите – доллар за 120! Нашли чем испугать.