Для повышения качества медицинской помощи депутаты предлагают профильным вузам, училищам и организациям дополнительного профобразования до 1 сентября 2025 года пройти проверку в Росздравнадзоре. Служба выдаст им заключение о соблюдении образовательных стандартов, наличии необходимой материально-технической базы, кадров и так далее. Должны измениться и сами госстандарты, а для дополнительного образования напишут типовые программы. Учебные заведения, которые до часа «икс» не получат заключения, должны будут перевести своих студентов в организации, которые прошли сертификацию. Кроме того, медикам и фармацевтам хотят запретить учиться дистанционно. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму 14 октября, его поддержали в Комитете по просвещению. Авторы документа надеются, что его рассмотрят на пленарном заседании уже в ноябре.
База и кадры — превыше всего
Сейчас медицинские кадры по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры готовят 127 вузов, из которых 14 частные, и две научные организации. Дополнительное профессиональное образование можно получить в более чем 6,6 тысячи организаций. Однако есть вопросы к качеству этого образования. В Госдуму внесен законопроект, который, по мнению депутатов, должен улучшить это качество
Так, депутаты предлагают расширить лицензионные требования к образовательной деятельности. Сегодня ни одно учебное заведение не может работать без лицензии. Однако при ее выдаче никто не проверяет имеющуюся материально-техническую базу, кадровый состав. «На практике зачастую складывается ситуация, когда образовательную деятельность как по основным, так и по дополнительным образовательным программам осуществляют организации, не имеющие необходимой образовательной инфраструктуры, клинической базы для прохождения практической подготовки и квалифицированного кадрового состава», — говорится в пояснительной записке к документу.
Авторы законопроекта предлагают не выдавать лицензии организациям, которые не могут подтвердить соблюдение всех необходимых для обучения медиков условий, а также включить требования к материально-техническому и кадровому обеспечению в госстандарт.
Дополнительное профессиональное образование предлагают стандартизировать, чтобы обеспечить единый уровень подготовки специалистов. В законопроекте говорится, что разработку и утверждение типовых дополнительных профпрограмм должен взять на себя Минздрав.
«Сертификаты о повышении квалификации в медицине должны быть обеспечены реальными практическими навыками и самыми современными знаниями», — сказал «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев.
Только наглядно и очно
Уже работающим вузам и образовательным центрам, имеющим лицензию, законодатели предлагают пройти дополнительную сертификацию в Росздравнадзоре и получить заключение о соблюдении требований госстандартов и типовых дополнительных профессиональных программ. Сделать это нужно до 1 сентября 2025 года, а необходимые изменения в реестр лицензий внести до 1 марта 2026 года.
Те, кто не уложится в отведенный срок, не смогут учить студентов. Более того, они должны будут обеспечить перевод своих учащихся в другие учебные заведения, получившие заключение Росздравнадзора.
Авторы законопроекта также хотят запретить исключительно электронное и дистанционное обучение для медиков и фармацевтов. «Не знаю, много ли найдется практических специальностей, которые можно освоить посредством только дистанционного обучения. Но к медицине они точно не имеют отношения», — считает Башанкаев.
Первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин пояснил «Парламентской газете», что сейчас многие учатся в смешанном формате: «В реальности принятие закона приведет к тому, что какие-то предметы можно будет изучать дистанционно, но все, что касается врачебной практики, дистанционному образованию не поддается. В отличие от дистанционной медицины, закон о которой у нас принят».
Реакция на запросы общества
Соавтор законопроекта, председатель Комитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев отметил, что предложенный документ — это реакция на запрос общества: «Общество волнуется. Важно же, какой врач будет лечить — квалифицированный или нет. Эти меры выработаны совместно с профессиональным сообществом, законодатель ничего сам не придумывает».
Бадма Башанкаев добавил, что качество подготовки медиков — важное условие получения качественной медицинской помощи. А для этого нужно совершенствовать правовую базу. Он привел в пример медицинские факультеты в непрофильных вузах, открывшиеся в последние годы.
«Их намерение внести вклад в решение кадрового вопроса — цель прекрасная. Но, что называется, при всем уважении к новичкам, их возможности далеко не всегда соответствуют задачам. Медицинский факультет, а вуз тем более — это вселенная, где всего много и все взаимосвязано. Научно-практические школы, традиции, анатомические залы, лаборатории, симуляционные центры, клиническая база. Многие непрофильные вузы такими ресурсами, увы, не располагают. А без этого подготовка современного врача высокой квалификации не может быть полноценной», — подчеркнул депутат.
Нужна доработка
По словам Сергея Кабышева, в Госдуму пока не поступил отзыв Правительства на законопроект. Но он надеется, в следующем месяце депутаты смогут приступить к его рассмотрению.
14 октября концепцию документа поддержал Комитет по просвещению. Правда, с замечаниями. «Конечно, повышение качества подготовки медицинских работников заслуживает внимания и поддержки, при этом возложение на Минздрав полномочий по разработке и утверждению дополнительных профессиональных программ медицинского образования требует проработки», — пояснила член комитета Эльвира Аиткулова.
Заставка: Игорь Самохвалов/ПГ