КАК ЖЕ ПРАВИЛЬНО ПОДАВАТЬ ПРОБЛЕМУ ЭВОЛЮЦИИ В ШКОЛЕ?

80

Виталий Аверьянов

В завершение нескольких моих постов о дарвинизме в школе.

Если бы современному ученому, адекватному уровню нынешней науки и философии (а не застрявшему в старых парадигмах), непредубежденному против религии, но и не стремящемуся подменить современную научность богословием – поставить задачу объяснить детям проблему эволюции природы доступным языком? С чем бы такой ученый столкнулся?
– С тем что современный уровень понимания (так называемый универсальный эволюционизм) чрезвычайно сложен. К тому же его ткань состоит из множества дискуссий, и сам он открыт для множества возражений. Так как же все это объяснить детям?

– Однако, товарищи, господа, братья и сестры! Сложность задачи не повод оставить школьное преподавание в плену устаревшего образа науки, нашпигованного просто-напросто ложными и фальшивыми положениями.

Надо как-то выходить из этой ситуации. Пусть будет конкурс на лучшую методу введения школьника в данную проблематику. Победителей наградить. Их методики использовать в новых учебниках. Как-то так!

Каковы же требования к подобной методике:
1. Учесть достижения теории систем и синергетики, показывая детям на примерах, что существуют феномены самоорганизации;
2. Рассказать о Дарвине, его ошибках и упрощениях, о спорах вокруг его положений;
3. Рассказать о русском космизме (Федоров и Циолковский в первую очередь) и о ноосферном направлении (Вернадский), не ограничиваясь одной биосферой;
4. Рассказать о религиозных доктринах происхождения мира и жизни и развития жизни, не только по традиционным богословам (Шестоднев), но и через науку (К.Лоренц и др.);
5. Рассказать о теории номогенеза и об открытых им загадочных и таинственных закономерностях, признав что наука не может их пока объяснить, и что там много споров (направленная эволюция, цефализация, антропный принцип);
6. Честно признать, что у нас нет ответа на вопрос, к чему ведет природу эволюционный отбор, действительно ли лучшее и более совершенное всегда побеждает, а худшее отмирает (но нам с вами понятно, что, мягко говоря, не всегда);
7. Наконец, дерзнуть рассказать о рисках и угрозах трансгуманистической версии развития.
8. И самое главное: попробовать внушить детям, что от их доброй воли и будущих творческих решений многое зависит: и в понимании и разгадке этих тайн, и даже в самом направлении развития человека и природы!

Спрашивается: можно ли всё это детям объяснить?
На определенном уровне, думаю, можно.
Толку было бы гораздо больше, чем если оставить все как есть или написать какой-нибудь тенденциозный курс в угоду лишь одной из «партий» внутри общества.

Заставка: картинка сделана с помощью нейросети

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: