АвтоВАЗ, активно сокращавший персонал в эпоху управления Альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, столкнулся с уже хронической нехваткой рабочего персонала.
Предпринятая же им попытка решить проблемы завозом рабочей силой из Средней Азии грозит обернуться грандиозным скандалом. АвтоВАЗ фактически стал играть роль фабрики для нового алгоритма легализации мигрантов. Легализовавшись, мигранты, которым Волжский автозавод оплачивает авиаперелет и патент под будущее трудоустройство, попросту растворяются на просторах страны.
…Нелицеприятные детали и алгоритмы практики привлечения мигрантов АвтоВАЗом официально раскрылись в ходе процесса в Автозаводском районном суде Тольятти. Там АвтоВАЗ судился с неким Уткирбеком Хошимовым.
Из материалов суда следует, что автозавод и Хошимов подписали соглашение о распределении расходов по организованному набору. В рамках соглашения АвтоВАЗ взял на себя выплату до 66 тыс. рублей под будущее трудоустройство мужчины. Во-первых, Хошимову оплатили авиаперелет, на это выделено до 35 тыс. рублей, билет обошелся в 24 тыс. рублей. Во-вторых, оформление патента. В этот пункт входили услуга по формированию и передаче пакета документов на патент, медицинское освидетельствование, тестирование на владение русским языком, знание истории и основ законодательства РФ, приобретение полиса ДМС, нотариальное удостоверение перевода паспорта, фотографирование, дактилоскопия и оплата комиссии за осуществленные платежи. За все это Волжский автозавод выплатил еще около 25 тыс. рублей. В-третьих, АвтоВАЗ взял на себя уплату первого авансового платежа по налогу на доходы физических лиц в размере 6 тыс. рублей. После получения патента Хошимов должен был в течение суток прибыть на автозавод для трудоустройства. После отработки в течение 12 месяцев расходы, потраченные АвтоВАЗом, считались бы возмещенными.
Соглашение предусматривает, что Хошимов должен компенсировать расходы предприятия в двух случаях. Во-первых, если не заключит трудовой договор или откажется приступить к работе без уважительных причин в течение 10 рабочих дней с момента получения патента. Во-вторых, если он «до истечения 12 месяцев работы уволился по собственной инициативе (по собственному желанию) или был уволен за виновные действия, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации явились основанием прекращения трудового договора».
В итоге, согласно предоставленному отчету, на Хошимова потрачено 54 тыс. рублей, но траты оказались безрезультатными, мужчина подался в бега, он «не явился для трудоустройства на АО «АвтоВАЗ», место регистрации покинул».
На Волжском автозаводе с этим не смирились, пошли в суд, где требовали взыскать с несостоявшегося работника более 56 тыс. рублей (траты плюс пошлина). Хошимов ожидаемо в суд не явился, дело рассмотрено без него, вынесено заочное решение. Получается, что АвтоВАЗ заплатил 56 тыс. рублей только ради того, чтобы пополнить армию нелегальных мигрантов в РФ Хошимовым.
Заставка: Здание администрации АвтоВАЗа-5389.JPG, Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported, ShinePhantom, wikimedia