В арсенале отечественной бомбардировочной авиации есть фугасные бомбы общего назначения различных калибров и типов. Самое мощное и тяжёлое оружие этого класса — изделие ФАБ-9000. Оно было разработано в середине прошлого века для выполнения особо сложных боевых задач. Однако его реальные характеристики и возможности оказались избыточными для большинства целей, поэтому применяли его лишь изредка и в ограниченном количестве.
ФАБ-9000 образца 1954 года — это фугасная авиационная бомба общего назначения, предназначенная для поражения наземных и надводных целей. Она использовалась для уничтожения крупных скоплений живой силы и техники противника, полевых укреплений, промышленных объектов и других целей.
Общая длина бомбы превышает 5 метров, а диаметр корпуса составляет 1,2 метра. Фактическая масса изделия около 9,4 тонны.
Боеприпас снаряжался зарядом тротила весом около 4,3 тонны. Для его подрыва использовался набор из трёх взрывателей с возможностью установки режимов подрыва. Монтаж взрывателей производился в гнёзда головного и хвостового обтекателей. В ходе испытаний было доказано, что ФАБ-9000 обладает лучшими боевыми качествами по сравнению с другими отечественными неядерными бомбами. Ударная волна от взрыва этой бомбы гарантированно уничтожала живую силу противника на расстоянии до 55-57 метров. В радиусе 200-225 метров бомба могла вызывать контузии и другие травмы. Осколки её корпуса разлетались на сотни метров, сохраняя свою убойную силу.
Штатными носителями ФАБ-9000 стали отечественные дальние бомбардировщики Ту-16, Ту-95, 3М и М4, которые находились на вооружении в середине 50-х годов. Позднее к ним присоединился Ту-22. Каждый носитель мог взять на борт только один такой боеприпас.
Согласно имеющимся данным, с момента принятия на вооружение бомбы ФАБ-9000 в различных модификациях — боевой и инертной — она неоднократно использовалась в учениях дальней авиации. В ходе этих учений экипажи отрабатывали применение такого оружия в различных ситуациях. Кроме того, во время этих мероприятий проверялись характеристики боеприпаса и его соответствие расчётным параметрам.
В 1980-х годах, во время войны в Афганистане впервые было принято решение использовать данные тяжёлые бомбы для выполнения сложных боевых задач.
Противник, пытаясь защититься от советских ударов, начал размещать свои базы в пещерах. Поразить такие объекты могла только авиация, но ей требовались соответствующие боеприпасы. Для поражения таких целей использовались различные образцы вооружения, включая тяжёлые фугасные авиационные бомбы.
К решению таких задач были привлечены самолёты Ту-16 и их экипажи из нескольких полков дальней авиации ВВС. Они атаковали выявленные объекты с помощью бомб большого калибра, устанавливая взрыватели на мгновенный подрыв или с замедлением. В случае близкого попадания ФАБ-9000 вызывала обрушение свода пещеры и провоцировала обвал, который засыпал горные дороги и тропы.
По разным данным, за время Афганской войны было использовано не менее нескольких сотен таких боеприпасов. Например, только за последние три месяца 1988 года на моджахедов было сброшено 289 единиц. Однако если учесть расход боеприпасов меньшего калибра, это количество ударов кажется довольно скромным.
В начале 1985 г. ВВС Ирака обратились к СССР с просьбой о помощи в повышении боевых качеств имеющихся бомбардировщиков Ту-22. Иракские ВВС хотели сделать свои самолеты носителями бомб больших калибров – ФАБ-5000 и ФАБ-9000. Вскоре советские специалисты разработали методики подвески и применения такого оружия на самолетах Ту-22. В мае того же года начались испытательные вылеты с учебным применением тяжелых бомб. При всех сложностях, работы успешно выполнили.
Получив инструкции и необходимое оборудование, иракские Военно-воздушные силы начали использовать фугасные авиационные бомбы весом 9000 кг в войне с Ираном.
Заставка: Музей дальней авиации (340-28).jpg, Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International, автор; Виталий Васильевич Кузьмин, wikimedia