
Санкции создали парадоксальный эффект – относительно сохранили экспортный потенциал, ограничивая способность к распределению валюты.
В 2022 все же было иначе.
Тогда импорт падал ограниченный период времени с марта по май 2022, что связано преимущественно с кризисом платежеспособности резидентов РФ (шок после СВО, резкое подорожание импорта, падение экономики, опасения относительно будущих доходов), а перестройка логистики произошла на удивление быстро, т.к. скорость внедрения санкций была ниже, чем скорость поиска альтернативных поставщиков, методов платежей (параллельный импорт и расширение торговли с Китаем очень быстро отладили).
Высокие цены на сырье, продолжение торговли с Европой и отсрочка жесткой реализации санкций на конец 2022 создали положительный гэп в экспортных доходах. Объем валютного экспорта (не всего, а именно валютного) с апреля по декабрь 2022 был в среднем 35.4 млрд в месяц vs 22.2 млрд в начале 2024.
Объем профицита валюты в апр-дек.12 был почти 15 млрд vs 5 млрд в янв-апр.24, а основной вклад в высокий профицит в 2022 обеспечивал рекордный экспорт из-за лагов внедрения санкций и высоких цен на сырье.
В 2024 накопление профицита в валюте обусловлено проседанием импорта не из-за кризиса платежеспособности (денег у населения и компаний завались на макро-уровне), а из-за проблем в заключении импортных контрактов в связи с ужесточением санкций (проблема в платежах, логистика, отказ партнеров от работы с контрагентами из РФ).
Санкции против Мосбиржи обострят и усилят проблемы в расчетах по импорту, хотя и не так значительно (мои оценки – до 10% от импорта в пределах полугода). Помимо импорта санкции могут затруднить любые внешние инвестиционные и финансовые операции.
Внебиржевой рынок в России все же это «внутренняя кухня», внутренний котел (в отличие от внебиржевого рынка на международном финансовом рынке) для перераспределения валюты среди резидентов. Мосбиржа – это хаб между резидентами и нерезидентами.
Станет ли внебиржевой рынок новым хабом? С высокой вероятностью – нет, учитывая контекст условий и актуальные санкции, хотя некоторых контрагентов из нейтральных стран удастся привлечь.
Обязательно ли наличие Мосбиржи для расчетов по импорту? Нет, импортные контракты реализуются через авансовый платеж, аккредитив, инкассо или под банковскую гарантию с участием российских и иностранных банков, а концентрацией валютной ликвидности станут банки, а не биржа.
Проблема в том, что валютной ликвидности станет заметно меньше из-за специфики валютных торгов в России, поэтому сами банки могут испытывать проблемы в аккумуляции достаточного объема валюты под исполнение валютных поручений клиентов.
Но рубль ведь укрепляется рекордными темпами, значит валюты очень много? Сейчас – да, но преимущественно в связи с действиями внешних (иностранных) контрагентов, ограничивающих бесперебойный импорт так, как это возможно в соответствии с потенциалом платежеспособности резидентов РФ.
В дополнение ко всему этому, внешние ограничения и снятие с организованных торгов доллара и евро ограничат внутренний отток капитала (из России на внешние рынки), т.к. в юане сложно организовать отток капитала из-за ограниченной конвертируемости и специфики обращения юаня (это не инвестиционная валюта в отличие от доллара и евро).
Богатые клиенты могут столкнуться с проблемами в выводе денег из России (обычно для этого использовали организованный валютный рынок и инвестиционные трасты, фонды, которые также через Мосбиржу преимущественно работали в рамках конверсионных операций).
Так что с рублем? Краткосрочно рубль может быть технически переукреплен, но это возможность использовать момент также, как в 2022 (аккумуляция валютных инструментов по выгодному курсу, покупки импортной техники, оборудования и так далее), но в среднесрочной перспективе позиции рубля слабы (о причинах в другой раз).
Переукрепление рубля может привести к модификации бюджетного правила или к отмене/сокращению обязательств по продаже валютной выручки.
Заставка: minfin.gov.ru