Наши умы доказали своё безусловное лидерство в сфере инноваций. Новость поистине революционная. Препарат уже прошёл успешное апробирование. Царьград расскажет всё, что известно об открытии.
Об открытии на пресс-конференции рассказал директор Центра им. Гамалеи академик РАН Александр Гинцбург. Работу над созданием терапевтических вакцин для борьбы с раком ведут совместно с Институтом им. Герцена и НМИЦ онкологии им. Блохина, а также специалистами университета “Сириус”.
Центр имени Гамалеи основан более 130 лет назад и внёс огромный вклад в борьбу с оспой, дифтерией, туберкулёзом, столбняком, коклюшем, гриппом и прочими инфекциями. Не меньших результатов учёные ждут и от нового препарата.
В чём суть открытия
Речь идёт о терапевтической прививке. От профилактической она отличается тем, что не предотвращает онкозаболевание у здоровых, а помогает его вылечить у больных. То есть терапевтическую вакцину планируют вводить пациентам, которые уже страдают онкологией, причём речь идёт о любых видах рака.
Вакцина создаётся на основе мРНК-технологий. Это западная методика. Русские учёные говорят, что смогли воспроизвести её, разработав собственный вариант — улучшенный и запатентованный. Суть его в том, чтобы создать в клетках высокую концентрацию целевого антигена. Они образуются только в опухолевых клетках, в нормальных тканях их нет. Но концентрация антигена может быть ничтожной, поэтому организм его не заметит и начнёт развиваться рак.
Иммунная система человека сама способна справляться с раком в организме долгие годы, уничтожая мутировавшие клетки и сдерживая рост опухоли, но опухоль может научиться обходить защитные механизмы, стать для них незаметной и пуститься в неконтролируемый рост.
Если организм вовремя не заметит мутацию, она превратит нормальную ткань в опухоль. Но можно помочь обнаружить врага. Терапевтическая вакцина на основе антигенов как бы показывает иммунной системе, где здоровая клетка, а где злокачественная.
Как это работает
Препарат для лечения рака будет индивидуальным, то есть под каждого конкретного человека разрабатываться отдельно. Для создания вакцины нужны образцы опухоли, на основе которого учёные изготовят комплекс необходимых антигенов. Биопсия покажет, какие именно возникли мутации в организме. И можно смоделировать вариант, который научит иммунную систему распознавать опухоль и бороться с ней.
Процесс производства персонализированной вакцины пока долгий и дорогостоящий. От момента сдачи биоматериала до выпуска индивидуального препарата сейчас нужно около месяца. Но это большой срок, и учёные работают над тем, чтобы максимально его сократить. Кроме того, решается вопрос, каким способом лучше всего вводить вакцину в организм. При использовании капельницы эффективность теряется, так как препарат “прогоняется” через печень. Гораздо лучший результат достигается, если вкалывать его внутримышечно либо в саму опухоль. В этом случае вакцина равномерно распределяется по организму и действует целенаправленно.
Испытано на мышах
Первые испытания проведены. Результаты обнадёживают. Исследования ведутся на лабораторных мышах, которым привили меланому (злокачественная опухоль кожи).
После введения терапевтической вакцины иммунная система грызунов начинает работать на 15-й день. Разница между непривитыми и привитыми мышами колоссальная: первые умерли в промежутке между 19-м и 22-м днём, а вторые живы, рост опухоли у них прекратился.
Сторонних наблюдателей настораживает лишь то, что отечественная вакцина от рака работает пока только на мышах и создана по той же методике, что и зарубежные препараты от ковида с неприятной “побочкой” и летальными исходами. Политик и эксперт в сфере вакцинации Олег Царёв отметил:
“Не подумайте, я очень приветствую средства борьбы с раком. Но меня смущает, что нынешняя тестовая терапевтическая вакцина от рака создана на основе мРНК-технологий, как вакцины от COVID-19 “Пфайзера” и “Модерны”.
Поэтому предстоит много работы. Понадобится оценить риски для организма и возможные отложенные побочные эффекты, определить эффективный режим применения, протестировать вакцину на других видах опухолей, оптимизировать процесс разработки. Если доклинические исследования пройдут успешно, технологию начнут клинически испытывать на людях.
Когда вакцину начнут применять
Проект по созданию препарата для лечения рака — приоритетный для России. Президент Владимир Путин чуть больше полугода назад поручил правительству профинансировать эти исследования. Процесс курируется Минздравом, так что есть шансы, что работа из-за недостатка финансов буксовать не будет.
Что с того?
Лекарство от рака мечтают создать учёные по всему миру, ведь онкология прочно удерживает второе место по смертности после сердечных патологий. Только в России от рака страдают около 4 миллионов человек. Однако от непосредственно открытия до применения на практике могут пройти годы. Помочь учёным сократить это время может своевременное финансирование. Если проволочек в этом не будет, новая технология лечения рака обещает стать главным достижением века.
Заставка: картинка сделана с помощью нейросети