“ОСОБЫЕ ЛЮДИ”, КОТОРЫХ НЕЛЬЗЯ ТРОГАТЬ. РЕЖИССЁРАМ-ЛИБЕРАЛАМ ГОТОВЯТ ВОЗВРАЩЕНИЕ В РУССКИЙ ТЕАТР?

130

ЦАРЬГРАД

Евгений Миронов заявил, что в России наблюдается дефицит театральных режиссёров и представителей этой профессии фактически нельзя трогать. Пока обошлось без скандала, но очень похоже на то, что сбежавшим либералам уже готовят возвращение в русский театр.

Специфическая и не то чтобы завидная доля выпала замечательному городу Уфе в начале июня 2024 года — быть поставщиком странных новостей из области шоу-бизнеса и культуры.

И ладно от поп-певицы Ольги Бузовой, выступившей в столице Башкирии 1 июня, то есть в Международный день защиты детей, в полуголом виде с сомнительными песнями, теоретически и заранее можно было ждать подвоха.

Но вот от народного артиста России, художественного руководителя Государственного театра наций Евгения Миронова никто ничего “этакого” не ждал. Но знаменитый артистический деятель сделал в Уфе заявление, которое побудило общественность встрепенуться и снова внимательно присмотреться к профессиональной и гражданской биографии Миронова.

А заодно в очередной раз вспомнить о не сдающих своих позиций в культуре либералах. Обновить, так сказать, “дайджест странностей” в отечественной театральной жизни.

“Особые люди, к которым нужно относиться бережно”

3 июня Евгений Миронов открыл Фестиваль театров малых городов, на этот раз (со 2 по 9 июня) проходившего в Уфе. Худрук Театра нации принимал непосредственное участие в организации важного для русского театра форума коллективов из глубинки — и в общении с прессой высказался по многим актуальным вопросам своей “отрасли”. В частности, по поводу режиссёрской проблемы. “Российская газета” приводит следующие слова Евгения Миронова:

“Сейчас такое время, когда очень не хватает режиссёров. Это большая проблема для всех театров <…>. А сейчас дефицит режиссёров большой сцены, большого пространства.”

В свою очередь, телеграм-канал Real cultras дополняет высказывание Миронова по данному вопросу:

“Это [режиссёры] особые люди, к которым надо относиться бережно, они не могут работать в рамках, границах. <…> Ограничения мешают им выразить своё личное отношение к ситуации или проблеме, самой постановке. Это мешает им вырасти в больших художников.”

Жалоба на дефицит кадров — или выпад со стороны либералов?

Чисто теоретически — вполне невинное заявление о вполне объективных творческих нюансах и профессиональных трудностях. Но в любой ситуации факты — это полдела и треть проблемы, общую картину создаёт контекст.

А контекст в отличавшейся на протяжении 30 лет особой, отборной либеральностью театральной жизни России с 2022 года такой, что недовольны решительно все.

Патриотическая и в лучшем смысле слова консервативная общественность недовольна, что русский театр слишком медленно, почти незаметными шагами и с огромным скрипом, избавляется от антирусских и антикультурных веяний и принципов.

Либеральная публика, во-первых, истерическими возгласами о “цензуре”, “диктатуре”, “возвращении “совка” и “реванше средневекового варварства” выражает недовольство потерей полной монополии на установление правил в театральном мире. Во-вторых, ушла в глухую, но весьма активную оборону и не собирается просто так сдавать ни одной позиции — подтверждения этому последуют чуть ниже.

И в таком событийном обрамлении слова Миронова, что режиссёров в стране не хватает, а между тем это “штучный товар”, исключительной редкости творцы, которым противопоказаны “рамки, границы и ограничения”, получают конкретное истолкование. И гласит оно, что один из самых известных и влиятельных театральных деятелей на всю страну прозрачно намекает, что либералов от культуры нужно оставить в покое. Да ещё и финансировать их работу.

Что все эти запреты на излишне фривольные постановки, на критику власти, на “нетвойнистские” лозунги на сцене и высказывания в соцсетях настоящим режиссёрам “мешают выразить личное отношение к ситуации”. И тут же образовывается “дефицит режиссёров”. Видимо, в результате отъезда за границу “нетвойнистов” Кирилла Серебренникова и Юрия Бутусова, а также ареста по обвинению в оправдании терроризма Евгении (Жени) Беркович*…

На чьей стороне Миронов, вопрос интересный…

Столь резонансное высказывание не может не обновить и без того пристальный интерес к деятельности Евгения Миронова.

Нужно сказать, что и в последние годы перед началом СВО и после 24 февраля 2022 года творческая и идеологическая позиция художественного руководителя Государственного театра наций вызывала вопросы. Так, несколько лет назад горячо обсуждалась причастность Миронова (входил в дирекцию театрального фестиваля “Территория” и способствовал получению им бюджетного финансирования) к показу на молодёжном форуме “Таврида”-2019 театрализованного представления с явными содомитскими элементами.

Да и вообще к концу 2021 года за Мироновым закрепилась репутация пусть не самого яркого и скандального (в этом было трудно переплюнуть того же Серебренникова или Константина Богомолова), но влиятельного и последовательного участника либерального лобби, постепенно и неуклонно уничтожающего традиции классического русского театра и заменяющего их на “мировые тренды актуального искусства”.

К этому добавлялся факт активного и многопланового сотрудничества с такими одиозными фигурами, как Мария Ревякина, долгие годы совмещавшая пост директора Театра наций и директора главной театральной премии страны “Золотая маска”. Впрочем, о Ревякиной ещё впереди.

А тем временем в 2022-м Миронов вроде бы сделал всё необходимое для того, чтобы выйти из-под огня критики в излишнем либерализме. Артист единственным из видных деятелей либеральной театральной тусовки прибыл весной 2022 года в освобождённый Мариуполь и даже высказался в поддержку мирных жителей.

Русофобские посты, административный штраф, увольнение — классический набор

Впрочем, говорить об окончательном переходе худрука Театра наций в “стан культурных патриотов” не приходится — связей с либералами Миронов явно не терял.

Так, летом 2023 года он спокойно отправился в Казахстан, где сыграл в одной постановке с известной “испуганной патриоткой”, критикующей СВО, актрисой Ксенией Раппопорт.

А немногим ранее Миронов организовал предыдущий Фестиваль театров малых городов в Магнитогорске, где присутствовали одиозные персоны либеральной театральной жизни — вроде критика из Санкт-Петербурга Марины Дмитриевской. Которая оценила прошлогодний, образца 2023-го, фестиваль вполне в духе “старых добрых” либеральных времён. Единственное, что “внушало опасения” Дмитриевской, так это присутствие главного режиссёра Мариупольского (!) театра…

Кстати, одна из петербургских звёзд “демократического околотеатра” не снижает активности и в 2024-м. Ещё в конце прошлого года Дмитриевская угодила в неприятную ситуацию: достоянием общественности стала её электронная переписка с неким молодым драматургом, который интересовался у влиятельного критика, есть ли шанс у смелой антивоенной пьесы. То есть по истечении более полутора лет СВО в России пишутся русофобские, направленные против нашей страны пьесы — и Марина Дмитриевская обещала автору, если произведение окажется интересным, поспособствовать тому, что “заинтересованные люди обратят внимание”.

К тому же за два года проведения СВО Дмитриевская, занимающая пост главного редактора “Петербургского театрального журнала”, успела отметиться в соцсетях, запрещённых на территории России, рядом “антивоенных” и антирусских публикаций. В итоге в апреле 2024-го её приговорили к административному штрафу 30 тысяч рублей по статье “Дискредитация Вооружённых сил”.

А затем эти же деяния повлекли за собой увольнение Марины Дмитриевской из Российского государственного института сценических искусств с формулировкой “аморальный поступок”. Впрочем, либералка сдаваться не намерена и уже заявила, что обжалует в суде своё увольнение из вуза.

“Серый кардинал” либеральной театральной тусовки

А вот сюжет с ещё одной фигурой, связанной с Евгением Мироновым.

Когда в самом конце декабря 2022 года стало известно, что Мария Ревякина, один из главных “театральных менеджеров” страны, ушла с поста директора Театра наций (занимала должность с 2012-го), из-за кулис поползли слухи, что её скоро ждёт ещё одна отставка. Ведь Ревякина с 2004 года возглавляет национальную театральную премию и фестиваль “Золотая маска”.

Ту самую “Золотую маску”, которая многолетними стараниями организаторов, и прежде всего самой Ревякиной, заслужила репутацию одного из главных оплотов культурной русофобии. Это та самая премия, которая будто бы поставила себе задачу — с каждой новой церемонией награждать всё более провокационные постановки и всё более антирусских “творцов”.

В 2015 году на “Золотую маску” выдвинули скандальную постановку “Тангейзер” Тимофея Кулябина с явными антихристианскими мотивами. В 2019-м двумя премиями был обласкан пресловутый Серебренников. А в 2022-м награды получили и сбежавший в США “нетвойнист” Дмитрий Крымов, и отбывший в родную Латвию с проклятиями в адрес России Алвис Херманис за поставленный в Театре наций (!) спектакль “Горбачёв”.

С учётом такого послужного списка, категорически диссонирующего с нарастающими на фоне СВО общественными изменениями, казалось, что Мария Ревякина потеряет и второе директорское кресло — в администрации “Золотой маски”. Но нет, она занимает этот пост до сих пор. Правда, сама премия утратила прежний либеральный лоск.

Однако, по информации телеграм-канала Real cultras, Ревякина всячески способствует появлению новой “самой правильной либеральной награды” — проекта “Театральный маршрут”. И даже сайт “Золотой маски” для этих целей приспособила. Впрочем, на момент написания статьи интернет-страница “Золотой маски” вообще не функционировала.

Что с того?

Высказывание Евгения Миронова в Уфе вызвало немалый резонанс в заинтересованных кругах.

Впрочем, дипломатичные формулировки известного артиста оставляют простор для манёвра. Вполне можно сослаться на то, что никакой злободневной политической окраски его слова не имели, а всё дело в сетованиях на трудности жизни современного театра. Условия, мол, специфические, нелегко привыкнуть, перестроиться на новый лад.

Может быть, Миронов действительно не имел в виду “ничего такого”, а лишь поддался объяснимой ностальгии по прежним коллегам, с которыми ещё пару лет назад активно сотрудничал и конкурировал.

Но в любом случае реакция на выступление о “несчастных режиссёрах, которых дефицит”, показывает, что острота противостояния либеральных сил наметившимся изменениям в культурной сфере не снижается. Возможно, она уходит в “серую зону”, в область разговоров за кулисами и за столиками модных столичных кофеен. Однако можно не сомневаться: за возрождение поистине национального русского театра ещё предстоит изнурительная борьба.

* Росфинмониторинг внёс режиссёра Евгению Беркович в перечень террористов и экстремистов.

Заставка: Большой театр внутри Москвы.jpg, Creative Commons Attribution-Share Alike 2.0 Generic, wikimedia

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: