Рост учительских зарплат не успевает за увеличением нагрузки

91

Светлана Цикулина, octagon

Росстат по итогам 2023 года подсчитал, что российским учителям в среднем начислялась зарплата в размере 55 тыс. рублей до вычета НДФЛ. И это притом что большинство педагогов работают в условиях повышенной нагрузки на полторы – две с половиной ставки. Разрыв между зарплатами в столице и регионах продолжает увеличиваться. Во многих субъектах РФ оклад учителя недотягивает до МРОТ, а бюрократическая нагрузка на педагогов, несмотря на поручение президента, только возрастает. По мнению экспертов, всё это приводит к падению качества образования и сокращению педагогического состава.

Разрыв между учительскими зарплатами в Москве и регионах увеличивается

По данным депутата Госдумы Олега Смолина, учитель в России вынужден трудиться в среднем на 1,8 ставки, на 1,25 миллиона педагогов приходится 2,25 млн ставок. При нормальном распределении нагрузки дефицит педагогических кадров в школах достигнет миллиона человек. Медианная зарплата учителя за одну ставку составляет 20–25 тыс. рублей, отмечает Смолин. Только при нагрузке свыше полутора ставок её можно дотянуть до 35–38 тыс., примерно столько же получают продавцы в магазине.

Наблюдается и значительный разрыв между Москвой и регионами по показателю размера зарплаты. В то время как в столице педагог работает в среднем на 1,3 ставки и получает 111,7 тыс. рублей, в Волгоградской области учитель за 1,6 ставки заработает 37,2 тыс., а в Костромской области – 36,2 тыс. рублей за 1,65 ставки.

Региональные власти создают видимость исполнения майских указов президента в отношении зарплат учителей посредством махинаций со ставками.

В реальности более чем в 50 регионах оклад учителя за одну ставку по-прежнему не достигает МРОТ, а до минимальной ставки зарплата дотягивается за счёт дополнительной работы – классного руководства, проверки тетрадей и прочего, рассказывает «Октагону» учитель из Курганской области Татьяна Власова.

– Эта практика ущемляет права педагогов по сравнению с работниками школы, которые не занимается педагогической деятельностью, – поясняет собеседница. – Чтобы как-то выживать, приходится брать дополнительные часы, у многих нагрузка возрастает в два – два с половиной раза за зарплату 35–45 тысяч рублей. По итогам 2023 года рост наших зарплат не покрыл официальную инфляцию, то есть мы стали получать меньше. Учителей крайне возмущает разрыв в три – четыре раза между зарплатами в Москве и регионах. Мы выполняем такую же работу, почти всегда загружены по вечерам и выходным, но к нам относятся как к людям второго сорта. К тому же разрыв в доходах сильно сказывается на качестве образования в регионах, так как часть учителей, в том числе лучшие, уезжает на заработки в столицу и другие города, где выше зарплаты.

Педагог из Архангельской области Елена Харюшева подала жалобу в Конституционный суд. Она хочет оспорить нормы, которые позволяют включать доплаты за классное руководство, ведение кабинета и проверку тетрадей в размер заработной платы для доведения её до МРОТ. Ранее Конституционный суд уже замечал, что в минимальный размер оплаты труда не могут входить компенсационные выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (внеурочные, работа в особых климатических условиях, занятость в выходные и праздничные дни), однако по поводу компенсационных выплат педагогическим работникам подобных решений не принималось.

– В ситуации с учительскими зарплатами в регионах многое зависит от федерального финансирования, которого недостаточно, – комментирует оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова. – Но и на уровне каждой области что-то можно изменить, если учителя будут активнее привлекать внимание к своей проблеме. Достаточно посмотреть на сотрудников скорой помощи, которые посредством записи видеообращений смогли привлечь внимание властей к своей проблеме. Но педагоги в большинстве своём к этому не готовы, они не верят в позитивные изменения. У многих учителей непростая материальная ситуация – кредиты и ипотеки, дети или родители, которым нужна помощь, они боятся остаться без работы.

Нагрузка на учителей растёт, а не сокращается

На фоне низких зарплат большой проблемой для учителей остаётся постоянное увеличение нагрузки, в том числе бюрократической, несмотря на курс на её снижение, обозначенный президентом. В апреле группа депутатов внесла в Госдуму поправки к закону «Об образовании в Российской Федерации» в части снижения бюрократической нагрузки на педагогических работников. Однако эксперты полагают, что этот документ не улучшит положение учителей. В проекте предлагается ограничить количество запросов, направляемых в школы сторонними организациями, при этом основная бюрократическая нагрузка возлагается на учебные заведения со стороны учреждений управления образованием. Профсоюз «Учитель» направил авторам законопроекта обращение с указанием на реальные трудности, с которыми сталкиваются учителя.

– Практически вся дополнительная нагрузка, не связанная с процессом обучения, – это поручения от местного управления образования, которое является учредителем школы, поэтому директор не может отказаться их выполнять без угрозы лишиться работы, – объясняет «Октагону» Ольга Мирясова. – За последний год нагрузка на учителей дополнительно выросла за счёт внедрения в регионах электронных платформ, ФГИС «Моя школа» и мессенджера «Сферум». Учителей обязывают регистрировать детей в них, активно пользоваться системой, проводить различные опросы.

«Если раньше низкие зарплаты в школах можно было компенсировать подработкой частными уроками по вечерам, то теперь у учителей просто нет такой возможности, так как всё время, в том числе и в выходные, занимает основная работа».

Ольга Мирясова
оргсекретарь профсоюза «Учитель»

Это становится причиной увольнения педагогов. В ряде регионов даже при высокой нагрузке зарплата настолько мизерная, что учителям, имеющим несовершеннолетних детей, выгоднее регистрироваться в качестве самозанятых и давать небольшое количество частных уроков, одновременно получая пособие для малообеспеченных семей, чем трудиться на полторы-две ставки в школах.

В профсоюзе «Учитель» считают, что текущая ситуация с нагрузкой в школах может привести к массовому отказу учителей от классного руководства. Должностные обязанности классного руководителя до сих пор не ограничены, а местные власти воспринимают педагогов как бесплатную рабочую силу.

Новый ФГОС требует давать детям больше информации, но педагоги настолько перегружены, что учить детей им некогда, констатирует учитель истории, классный руководитель Анастасия Шубина.

– Практически каждую неделю учащихся снимают с последних уроков для проведения мероприятия, от их количества зависит рейтинг школы. Из управления образования постоянно приходят новые задачи, – рассказывает педагог. – От классных руководителей требуются различные отчёты: о занятости детей на каникулах, льготниках, малообеспеченных семьях, об итогах ВПР, а классы переполнены, отчитываться приходится за 30–35 детей. При этом нас регулярно привлекают к городским субботникам и уборке улиц, используют в качестве массовки на других мероприятиях. Даже на больничном людей не оставляют в покое, постоянно звонят с различными поручениями. Естественно, за дополнительные 5 тысяч рублей в месяц работать классными руководителями в таких условиях хотят всё меньше учителей.

Заставка: сделано с помощью нейросети

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: