
Считается, что сейчас в России действует один из самых низких режимов налогообложения доходов физических лиц. Приводятся примеры стран БРИКС, где тот же максимальный НДФЛ достигает чуть ли не 50% от дохода. Однако в России существенные социальные взносы, отмечают эксперты, которые резко увеличивают фискальную нагрузку.
По мнению Александра Любосердова, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Москве, нам надо было посмотреть, как мы платим взносы в Социальный фонд России, ведь, по сути, у нас регресс налогов для богатых:
“При сумме свыше двух миллионов в год ставка составляет не 30, а 15 процентов. Это колоссальная цифра. Если сделать взносы в Социальный фонд для всех одинаковыми, вот тогда бы и целевые деньги получили, в пенсионные, социальные, медицинские фонды. В этом случае и богатые заплатили.”
Как считает Любосердов, тема социальных взносов осознанно отодвинута, и это “вариант дальнейшей фискальной эскалации налогов на труд”.
Кстати, Минфин решил реформировать не только НДФЛ, но совершенствовать налоговую систему в сфере недвижимости. Вся новелла направлена на увеличение фискальной базы: вырастут ставки налогов с продаж зданий и квартир, имущественного налога, который собственники — граждане и юрлица выплачивают в госбюджет раз в год, а также госпошлин за регистрацию права собственности в органах власти. Есть нюанс: для недорогой недвижимости фискальная нагрузка останется прежней.
Ныне действующая налоговая ставка при продаже объекта недвижимости останется на уровне 13%, если стоимость объекта менее 2,4 млн руб. Всё, что дороже, будет облагаться налогом уже в 15%.
Отмечу, налог будет взиматься только с разницы покупки и продажи. Ранее граждане указывали в документах купли-продажи заниженную стоимость дома или квартиры, чтобы платить меньше налогов, сейчас, по мнению экспертов, это уже не удастся сделать. Фактически налоговая база будет иметь прямую корреляцию с кадастровой стоимостью объекта недвижимости вне зависимости от цены сделки.
Изменения коснутся и имущественного налога. Он увеличится с 2 до 2,5% для недвижимости, кадастровая стоимость которой превышает 300 млн руб. Для объектов дешевле этой стоимости максимальная ставка сохранена на нынешнем уровне.
То есть 0,1% от кадастровой стоимости домов, квартир, комнат, гаражей, мест на парковках, хозпостроек на садовых или подсобных участках. И 0,5% от стоимости за все остальные объекты. Однако в зависимости от региона ставка может варьироваться.
Константин Барсуков, член Российской гильдии риелторов:
Первое, при продаже. Я сразу вижу, что у нас будет много судов по приведению кадастровой стоимости к реальной. Потому что есть много ситуаций, когда кадастровая стоимость сильно завышена. А момент второй — у нас почему-то законодатели и правительство всё время забывают, что когда человек продаёт квартиру и покупает взамен другую, большую по цене, и если у него сроки владения не вышли, он всё равно платит налог с продажи, хотя он всю сумму тратит на покупку другой квартиры. Эту вещь обязательно нужно разбирать. 70 процентов сделок на рынке недвижимости именно такие. И критично важно, чтобы человек, невзирая на срок владения, если он продавал квартиру и покупал другую, налог не платил.
Кроме этого, будет изменена формула для взимания госпошлины на регистрацию прав на объекты недвижимости. Сейчас действует фиксированная сумма. Граждане, которые приобретают жильё, платят 2 тыс. руб., юрлица — 22 тыс. руб. Минфин предлагает сохранить данный размер платежа, если кадастровая стоимость объекта не превышает 20 млн руб. За объекты свыше этой суммы придётся заплатить больше. Для граждан и предприятий ставки госпошлин будут отличаться.
Для первых максимальный размер платежа составит 500 тыс. руб. Для организаций — не более 1 млн руб.
Валерий Сенков, завкафедрой экономбезопасности РГУ
Принцип справедливости в налогообложении очень востребован обществом. И я расцениваю рост дифференциации в части налоговой нагрузки как положительный фактор. Ведь когда мы говорим о принципе справедливости в налогообложении, мы говорим, ну, классически, что чем больше база, чем выше доход, тем выше налоговые изъятия. И этот рост, который мы увидели в новом законопроекте, он не затрагивает абсолютное большинство населения, постольку поскольку кадастровая стоимость и сейчас применяется, но вилочка, которая там предусмотрена, она касается дорогих объектов недвижимости, и для большинства граждан это рост нагрузки не будет существенным. Поэтому я отношусь к этому положительно.
На мой взгляд, самая странная ситуация сложилась именно с налогом на недвижимость. Это у чиновников есть возможность получить жильё, причём не самое дешёвое, бесплатно, мы же с вами, как правило, приобретаем его через ипотеку либо строим на личные накопленные нами средства. Но как только ты становишься собственником долгожданного жилья, государство тут же начинает драть с тебя налог.
То есть я сам, своими руками и мозгами решил свой жилищный вопрос, государство ничем мне не помогало, но почему-то считает, что я ему должен. Согласитесь, более чем странная ситуация. И она усугубляется странными же расчётами кадастровой стоимости. Где выход?
Полная прозрачность в расходовании полученных средств. Если вы увеличиваете фискальную нагрузку, тогда не просто отчитывайтесь за каждый потраченный рубль, а делайте граждан, бизнес сопричастными с теми направлениями, которые финансируются за их счёт.
Константин Малофеев, глава Царьграда:
“Мы же живём в стране, среди людей, и надо понимать, что отличие человека богатого от небогатого в общем не столько вечно. И об этом есть масса русских пословиц, и разных фильмов, и художественных произведений. Поэтому в тот момент, когда у тебя лучше, чем у других, значит, надо быть готовым поделиться. И если государство устроено так, что богатые делятся больше, чем бедные. Ну по очень простой причине, у тебя есть прожиточный минимум, и в этом прожиточном минимуме отбирать ещё у человека налоги на то, чтобы содержать как бы других людей, ну это несправедливо вообще. Потому что потом мы его субсидируем, потом мы ему выдаём субсидии, потом мы ему помогаем, потом мы ему выдаем какие-то пособия.”
Малофеев задается вопросом: зачем эту бюрократию разводить: сначала деньги отобрать, потом деньги наоборот, отдать? А тот, кто выше прожиточного минимума получает, причём сильно выше, конечно, логично и законно, что он может поделиться.
“Другим важным вопросом к любой налоговой реформе, конечно, является: а корректно ли, эффективно и справедливо тратит государство эти деньги? И конечно, здесь борьба с коррупцией, это очень важный фактор. Если человек, который зарабатывает много, видит, что его деньги действительно поступают. Например, президент объявил программу “Семья, молодёжь” в нынешних майских указах с запасом и таким заделом на шесть лет вперёд. Если деньги тратятся на это, на решение демографических вопросов нашей страны и тратятся правильно, то, конечно, мы можем и больше отдать, и с удовольствием это сделаем. А если это тратилось бы менее эффективно, тогда возникают вопросы, люди прячут деньги в офшорах. “
Сейчас, по мнению главы Царьграда, государство в общем внушает осторожный оптимизм с тем, как оно тратит эти деньги:
“Мы видим, как эти деньги тратятся. Ушли в прошлое такие вещи, как Роснано, к примеру, и это хорошо… “
На мой взгляд, повышение налогов как на граждан, так и бизнес — по большому счёту болезненное решение. Очевидно, что Минфин в своих предложениях решил не занимать крайние позиции, а соблюсти как принципы социальной справедливости, так и рассчитать потенциальный объём поступлений. Если граждане будут понимать, на что уходят их налоги, то в обществе не будет большого напряжения от увеличения фискальной нагрузки. Власть данный факт должна чётко понять и осознать. Если вы увеличиваете налоги, тогда должен быть усилен контроль за расходованием денежных средств. Всё должно быть прозрачным и понятным. Недопустима ситуация, когда растут налоги, а часть чиновников продолжают “пилить” в своих интересах денежные средства налогоплательщиков.
Заставка: Emblem of the Federal Tax Service.svg, Это произведение не охраняется авторским правом согласно статье 1259 части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации № 230-ФЗ от 18 декабря 2006 года., wikipedia