Страны с профицитом счета текущих операций (СТО) финансируют страны с дефицитом СТО, но что это за страны?
2/3 от глобального чистого перераспределения капитала за последние три года сжирает только одна страна – это США, дефицит СТО у которых превышает $2.6 трлн за три года, на втором месте Великобритания – $226 млрд (более, чем на порядок меньше, чем в США), далее Индия – $145 млрд, Бразилия – $125 млрд, Турция – 97 млрд, Франция – $70 млрд и … Чили – $61 млрд.
Дефицит СТО предполагает, что для покрытия разрывов по платежному балансу страна должна привлекать прямые, портфельные, прочие инвестиции или финансировать дефицит через сокращение ЗВР.
Практически все развитые страны не использует для балансировки ЗВР, а управляют разрывами, как правило, через потоки капитала частного сектора.
Если нет емкого рынка капитала так, как это реализовано в США или Великобритании, дефицит СТО обычно покрывается через прочие инвестиции в виде кредитов от международных организаций (МВФ, Всемирный банк) или от коммерческих финансовых структур (банки, инвестфонды).
Для привлечения капитала через портфельные и прямые инвестиции необходимо выполнять ряд условий: конкурентное преимущество финсистемы и экономики через более высокие темпы прироста доходности относительно других валютных зон приложения капитала, положительный дифференциал процентных ставок, уровень развития финансовой системы, глубина, ликвидность и емкость финансового рынка. Это рыночные механизмы, но и есть и нерыночные механизмы.
Создание точек напряжения в геополитике и геоэкономике является одним из наиболее эффективных приемов быстрой концентрации международного капитала прежде всего в США и Великобританию, как главных бенефициаров хаоса на глобальном рынке капитала.
Чем шире дефицит СТО – тем ниже устойчивость системы, т.к. в любых обстоятельствах необходимо концентрировать капитал нерезидентов, а предельная способность расширения дефицита СТО напрямую упирается в возможность кредиторов аккумулировать профицит СТО.
Заставка: фото с telegram канала Spydell_finance