Школьников научат играть в гольф и бороться с фальсификацией истории

166

Минпросвещения вносит изменения в федеральные образовательные программы

Николай Козин, «Парламентская газета»

«Отстаивание чести Отечества», перетягивание каната, гольф, роллер-спорт и умение распознавать фейки и дезинформацию — всему этому будут учить российских школьников уже с 1 сентября 2024 года. В пятницу, 12 апреля, на портале правовых актов опубликован приказ Минпросвещения о внесении изменений в федеральные программы общего и среднего образования. В документе, состоящем из почти 1200 страниц, идет речь о новых учебных модулях (дисциплинах) по труду, физкультуре, культуре, языкам коренных народов и многом другом. «Парламентская газета» ознакомилась с его содержанием.

Физкультура: гольф, биатлон и перетягивание каната
Большой пакет изменений планируют внести в программы физической подготовки. Так, например, в школах может появиться отдельный модуль по гольфу: в его рамках детей будут учить истории гольфа в России и мире, этикету и правилам безопасности при проведении соревнований, основным понятиям и правилам и работе с инвентарем.

С ним соседствует модуль по биатлону — он, по мнению составителей документа, должен прививать школьникам не только практические навыки, но и развивать в них внутреннюю организацию, самодисциплину и навыки командной коммуникации. При этом изучаться модуль может на усмотрение руководства школы, в том числе и на постоянной основе, за счет части учебного плана по физкультуре или в виде дополнительных часов, которые выделяются на спортивно-оздоровительную работу.

Помимо гольфа и биатлона, школьники смогут также выбрать модуль по роллер-спорту — здесь в качестве основных преимуществ указываются его доступность для освоения всеми желающими вне зависимости от пола и уровня физического развития, а также сочетаемость практически со всеми базовыми видами спорта: от легкой атлетики до гимнастики.

«На уровне начального общего образования могут быть изучены техники фигуриста (вращения, прыжки, в том числе аксель, тулуп, флип, лутц — хореографические элементы), техники фристайл-слалома (змейки, восьмерки на одной ноге вперед и назад, кораблик, бабочка), а также техники слайдов и дисциплины самокат, включая базовые трюки», — отмечается в документе.

Новой программой предусмотрены также занятия чир-спортом, в котором хореография сочетается с элементами гимнастики и акробатики. В рамках этого модуля детей научат выполнять кувырки вперед и назад, вставать на мостик и «строить» живые пирамиды.

Наконец, из забавного — отдельный модуль по перетягиванию каната.

«Это современный командный силовой вид спорта, позволяющий выстраивать отношения с ассистентами, судьями, тренерами, товарищами и соперниками, — говорится в документе. — Занятия по перетягиванию каната имеют оздоровительную направленность, повышают уровень функционирования сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и других систем организма».

Обществознание
Коснутся изменения и учебного модуля «Обществознание». Так, в программе обучения для 9-го класса появится отдельный блок под названием «Общественные коммуникации», где детей, помимо прочего, будут учить бережному обращению с персональными данными, правовым аспектам киберспорта и компьютерных игр, а также способам защиты от фейков и дезинформации. К учащимся 11-го класса подход планируется еще более серьезный: так, им расскажут про «создание семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России», «готовность противостоять идеологии экстремизма и национализма», а также «правовую защиту интересов России на международной арене».

Если учащихся научат проверять информацию разными способами и не увлекаться заведомо ложными сведениями, то такой курс будет полезен в школьной программе, сказал «Парламентской газете» член Комитета Государственной Думы по просвещению Анатолий Вассерман. По мнению депутата, такие блоки, как «Информационное общество», оправданны только в том случае, если они знакомят хотя бы с основными подводными камнями и сложностями журналистской профессии.

«Главная сложность [в журналистике] — необходимость проверять все, что узнаешь, причем несколькими разными способами. А главный подводный камень — это опасность увлечься чем-то непроверенным или в принципе непроверяемым, из-за чего возникает риск одной публикацией испортить себе репутацию на много лет вперед», — считает парламентарий. 

Труд
Расширят и модуль по труду — теперь он будет называться «Труд (технология)». На нем школьников научат обрабатывать текстильные материалы, в том числе кроить детали по готовым и собственным лекалам, шить и ремонтировать вещи из тканей, работать с пластиком, поролоном, деревом и металлом (в том числе по старинке, с элементами народных промыслов), чертить разметки и развертки, конструировать и моделировать собственные несложные изделия как по проектному заданию, так и по авторскому замыслу. Отдельно выделено направление «Робототехника», в рамках которого мальчишкам и девчонкам предложат заняться конструированием и программированием роботов. 

«[По итогам прохождения модуля] школьники научатся понимать и создавать различные виды технической документации и выполнять по ней работу, решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению конструкции изделия, ее достраивание и придание новых свойств, осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности и так далее», — отмечается в документе. 


История 
Коснулись изменения и модуля «История». Так, в структуре предметного результата, то есть в описании навыков, которые должны в итоге получить школьники, появилась строчка «умение выявлять в исторической информации попытки фальсификации истории, приводить аргументы в защиту исторической правды, используя знания по истории России и зарубежных стран», а также «активно участвовать в дискуссиях, не допуская умаления подвига народа при защите Отечества». А вот последние события, включая специальную военную операцию, в модуль не вошли, по крайней мере в качестве отдельных тем для изучения. 

Язык и культура коренных народов 
Особое внимание в документе уделяется родным языкам — чукотскому, эрзянскому, даргинскому, аварскому, кумыкскому и другим. При этом их изучение, судя по тексту, в обязательном порядке будет соседствовать с изучением традиционного быта, ценностей и философии народов, к которым они относятся. 

«В содержания учебных предметов включаются разделы по устному народному творчеству, средневековой и современной литературе», — говорится в документе.

Заставка: Клюшка для гольфа на зеленом изображении, автор Семевент. Creative Commons Zero, Посвящение общественному достоянию wikimedia

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: