Наказ Президенту России

206

Народный Собор

Из выступлений участников заседания Державного клуба в редакции газеты «Русь Державная» 29 февраля 2024 г.

29 февраля 2024 года в редакции газеты «Русь Державная» состоялось заседание Державного клуба, посвященное наказу Президенту России В. В. Путину о восстановлении утраченных святынь Московского Кремля — Чудова мужского и Вознесенского женского монастырей.
В обсуждении наказа приняли участие: председатель правления Женского патриотического общества и Фонда Патриарха Гермогена, канд. ист. наук Г. В. Ананьина; председатель Московского краеведческого общества, канд. ист. наук В. Ф. Козлов; председатель Центрального Совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» В. В. Остапчук; сопредседатель правления Союза писателей России, лауреат первой Патриаршей литературной премии В. Н. Крупин; главный редактор информационного агентства «Русская Народная Линия» А. Д. Степанов; председатель Общероссийского общественного движения «Народный Собор» О. Ю. Кассин; главный редактор журнала «Православная беседа», член Межсоборного присутствия РПЦ В. В. Лебедев; зам. генерального директора общественного Международного фонда славянской письменности и культуры Л. Ю. Редкий; член Совета московского краеведческого общества И. А. Новиков; помощник депутата Государственной Думы ФС РФ С. В. Лебедев.
Открыл заседание главный редактор газеты «Русь Державная» А. Н. Печерский.

Андрей Печерский. Дорогие друзья, рад вас приветствовать в редакции нашей газеты «Русь Державная» и буду очень благодарен вам, если мы с вашей помощью возродим то, что когда-то начиналось еще с покойным отцом Александром Шумским, Виктором Саулкиным, — создание Державного клуба. Я думаю, что сегодняшний наш разговор как раз вполне будет вписываться в рамки этого замечательного начинания.

Галина Ананьина. Тема, которая нас сегодня объединяет — восстановление двух главных монастырей страны: Чудова и Вознесенского, которые находились в Московском Кремле. В этом году будет ровно десять лет инициативы Президента России В. В. Путина об их восстановлении. Необходимо сделать наказ Президенту о восстановлении монастырей. Когда на Соборной площади Владимир Владимирович впервые озвучил идею восстановления этих святынь, она была глубоко воспринята православной общественностью. Архитектор Алексей Капустин подготовил целую экспозицию, доказал, что монастыри восстановить возможно. Но тогда же пошли дискуссии, зачем это делать: ЮНЕСКО против, часть музейных работников Кремля против, и, таким образом, инициатива Президента была заглушена.
Сегодня, когда выходишь через Спасскую башню, абсолютное впечатление духовной дыры. Всё плоско, страшно. Подземный музей посетить невозможно — он течет. При этом в нем и не предполагалась история монастырей. Предполагался музей того, что нашли, когда делали раскопки.
Есть возможность сделать нам наказ самому Президенту. Ситуация изменилась, нам сегодня никто не может сказать, что нам запрещает ЮНЕСКО.
Второй вопрос, который мы сегодня обсудим — это то, что происходит у нас в стране с государственной символикой. Идет изменение геральдики: кресты на изображении храмов заменяются ромбиками. Огромный прецедент был в Нижнем Новгороде, когда памятник тысячелетия России местные художники вначале предложили без креста.
Я думаю, что православной общественности необходимо поднять этот вопрос.

Владимир Козлов. Самые большие разрушенные святыни Москвы — это два кремлевских монастыря: мужской Чудов, он был кафедральным, центром православия в XVIII веке, и женский первоклассный Вознесенский монастырь. Монастырям по 600–650 лет. Без Чудова монастыря ни государственность изучать нельзя, ни историю Русской Православной Церкви, здесь была одна из первых наших школ, предтеча Славяно-греко-латинской академии, здесь крестили своих детей императоры. Он был самый богатый по реликвиям монастырь, вывезли отсюда в 1922 году 57 пудов церковных серебряных и золотых предметов. Монастырь был первым обстрелян в 1917 году.
Вознесенский монастырь — главный женский монастырь страны, в нем почивала вся женская половина великокняжеского рода. Любой Царь и Император уже Петербургского периода считали нужным при посещении Москвы побывать, в первую очередь, в Чудовом и Вознесенском монастырях.
Они являлись великими национальными православными святынями не только Москвы, но и всей России. Два ансамбля, как говорят архитекторы, ждут своего часа и неслучайно, когда на волне воссоединения Крыма с Россией в 2014 году, чтобы приободрить народ, Президент сказал о том, что есть мысль восстановить исторические монастыри. Это одно из немногих поручений Президента, которое не выполняется уже в течение 10 лет.
Сегодня это место производит ужасное впечатление. Это практически футбольное поле. Утрата колоссальная, невосполнимая. Вопрос восстановления святынь очень назрел и поднять его необходимо особенно сейчас.

Вячеслав Остапчук. Переживаем эту ситуацию с сердечной болью.
В этом году мы издали книгу «Московский Кремль. Памятники, святыни и монастыри». Книга посвящена именно монастырям: Чудову и Вознесенскому. Включает исторические фотографии, рисунки, графическую реконструкцию монастырей. Также здесь есть чертежи и храмов, и самих обителей, предлолжения как это всё можно воссоздать. То есть все мнения о том, что их невозможно воссоздать, несостоятельны. Автор С. В. Девятов, доктор ист. наук, советник директора ФСО. Святейший Патриарх дал свое обращение к читателям этой книги. Это вклад в наше общее дело.

Галина Ананьина. Большая часть искусствоведов, которые выступали против воссоздания монастырей, на сегодняшний день, видя эту зияющую дыру на месте 14-го корпуса, поменяли свое мнение. И если сегодня наказ наш будет услышан, то сейчас мы будем стартовать с несколько иных позиций.

Андрей Печерский. Что касается Вознесенского монастыря: та святыня, которая там была, находится в Казанском храме Коломенского — это икона Державной Божией Матери, которая символизирует симбиоз и взаимодействие церковной власти и государственной, и она находилась именно в Вознесенском монастыре. В свое время в Подмосковье произошло интересное и загадочное событие. О нем я ранее рассказывал.
Здесь присутствует мой друг Андрей Полушин, который для «Русского Дома» снимал этот эпизод. Во время Великого поста в Истринской глубинке, в храме Петра и Павла, произошло явление иконы Державной Божией Матери, после чтения Великого покаянного канона. Люди вышли из храма и увидели в небе Царицу Небесную. Это было зафиксировано, передано церковным властям.
Я решил выяснить, почему где-то в глубинке вдруг является Державная икона. Оказывается, на этом месте в XVI веке стоял храм святителя Николая, подворье Чудова монастыря в Кремле. То есть нам дается такой прозрачный намек от Державной иконы, что Я из Кремля. Эта святыня рано или поздно в Кремль должна вернуться.

Галина Ананьина. Спасибо большое. Когда я писала книгу о Державной иконе Божией Матери, то тоже встречалась с такими предположениями — и в советское время, и в нынешний период, что в России все будет хорошо, когда икона вернется на свое место, но, к сожалению, возвращаться ей пока некуда.

Анатолий Степанов. Время сейчас благоприятное. Власть и, прежде всего, Президент, нуждается в поддержке общества. История с кремлевскими монастырями — яркий пример того, как окружение может заболтать инициативу Президента и спустить ее на тормозах. Нужно напомнить обществу об этой инициативе нашего Президента. Необходимо этот вопрос сразу включить в письмо, в резолюцию. Я думаю, что надо подготовить письмо, отправить его в качестве наказа от нас как от представителей православной общественности.

Валентин Лебедев. Надо знать, что это место выделено, как и все церкви и монастыри, в удел, по слову одного священника, известного всем, в удел Богу. И ничего другого там не должно быть: никаких культурных учреждений, реставрационных мастерских, никаких детских театров — ничего не должно быть, кроме всех находившихся там церквей. И на этом надо стоять.
Второе, по поводу геральдических новшеств — крестопада. Можно было бы напомнить, что киевский майдан начинался с крестопада. Это тема болезненная. Это не шутки. Мы встревожены, потому что события на Украине начинались именно с него.

Леонид Редкий. Сейчас реализуется ряд мероприятий в рамках большого просветительского проекта, который начинал еще Вячеслав Клыков. Проводим ряд конференций, посвященных, в частности, тому, что в стране пора возрождать монументальность, запечатленные фигуры русских царей, говорить о синергии усилий светской власти и церковной, о том, что государство Российское не родилось бы, если бы не было таких совместных усилий Церкви и великих князей русских. Тему возрождения монастырей мы будем поддерживать всеми средствами.

Владимир Крупин. Чудов монастырь необходим. Он во многом уже как символ. Вспомним Успенский собор во Владимире. Утром служба, в обед идут экскурсии, никому это не мешает. Прекрасная симфония. Поэтому правда за нами. Наше дело правое. Мы победим.

Анатолий Степанов. Это нужно внести в резолюцию. С чего начинался монастырь: мусульманку Тайдулу исцелил православный русский митрополит. Сегодня православные вместе с мусульманами воюют. Это символ единства.

Владимир Козлов. А женский Вознесенский монастырь — это гордость всех женщин вообще, потому что это почитание всех великих женщин России.

Илья Новиков. До сегодняшнего дня сохранились подворья Чудова монастыря, в частности, в Костроме. В той же Костроме есть пример симфонии Церкви и государства — это Ипатьевский монастырь, который является одновременно и действующим музеем, и действующим монастырем. Утром и вечером проходят службы. Днем продают билеты. Все сотрудники, которые были в музее до того, как его передали Церкви, также там и работают. Просто Церковь руководит этим музеем, наместник монастыря является руководителем музея и ничего страшного не произошло. Сохранились подворья Чудова монастыря и в Московской области.

Сергей Лебедев. Державная икона Божией Матери находится на реставрации в Троице-Сергиевой лавре, скрыта сейчас от всех. Мы туда с Божией помощью попали. Укрепляются доски, устраняются какие-то другие дефекты. Но и счищают исторический слой краски, фактически меняя облик самой иконы.
Сейчас, действительно, много интересных мыслей звучит. 15 марта — начало голосования за Президента. А с нами иконы Державной нет. Нужно ли было в период СВО отдавать ее на реставрацию? Икона и в Америку летала, и крестными ходами прошла, и на самолете вокруг России облетала. Икона Матери Божией «Державная» явилась в 1917 году в период падения Российской Империи в храме в честь рождения первого Царя Ивана Васильевича Грозного. Это такие духовные скрепы, которые очень важны.
Что касается крестопада, у нас была маленькая победа в этом плане. В городе Зеленограде. Одна из управ, согласно какому-то непонятному кодексу, стала менять геральдику, и крест стал какой-то очень незаметный на храме и далеко не православный. Общественность забила тревогу. Чего боятся местные чиновники, принимающие неправильные решения? Общественности и привлечения средств массовой информации. Когда информация выходит на широкий простор, они сразу начинают вырабатывать правильные решения.

Олег Кассин. Мне кажется, стоит высказать от нас всех предложение и просьбу начать молебны о восстановлении Чудова и Воскресенского монастырей. То есть включить эту духовную часть, чего нам, может быть, не хватило в прошлый раз. Мы начали только светскую информационную кампанию, а надо ещё, где смогут, в храмах, в монастырях раз в неделю или в определенный день, кто-то дома, православные организации могут у себя акафист читать Державной Божией Матери, просить Ее о восстановлении монастырей. И обратиться с этим еще к Патриарху.
У нас есть государственный праздник — День народного единства, 4 ноября, это и праздник Казанской иконы Божией Матери. Восстановление сакрального центра в Кремле может стать кульминационным моментом празднования Дня народного единства. Туда могут приходить курсанты, православные деятели, там молебны могут совершаться и так далее.
Что касается крестопада. Он начался намного раньше — когда было 600-летие кончины преподобного Сергия Радонежского. Тогда были выпущены по всей Московской области изображения лавры, где все храмы были без крестов. Я так возмущался, обращался к священнослужителям, они все опускали глаза, говорили, что вроде бы светская листовка. Тогда уже пропустили этот пробный удар. А сейчас он пошел уже везде, начиная с плясок Киркорова на Кресте. Потом эта купюра — тоже проверка, насколько общество готово к этому крестопаду, потом эти ромбики вместо крестов на государственных символах. Здесь надо руководствоваться законом. У нас есть целый ряд нормативных актов, которые предусматривают ответственность за фальсификацию истории. Надо обращаться в Прокуратуру и Следственный комитет. У каждой ошибки есть фамилия, имя и отчество.

Андрей Печерский. Когда было 90-летие явления иконы Державной Божией Матери, мы соединили крестным ходом Коломенское и станцию Дно, замироточили Державные иконы, из глаз Императора на иконе слезы полились. Патриарху Алексию вручили мироточащую Державную икону. На столетие явления иконы произошло еще большее чудо: началось строительство храма Царственных мучеников на станции Дно. Державная Царица явно нам указывает, что надо вернуться и к Ее почитанию, и чтобы Она, действительно, вернулась на свое историческое место — в Кремль.

Наказ кандидату в Президенты России В. В. Путину

Православная общественность о восстановлении Чудова и Вознесенского монастырей Московского Кремля

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! В этом году исполняется 10 лет Вашей инициативе о необходимости восстановления Чудова и Вознесенского монастырей в Московском Кремле.

В рамках выполнения Вашей инициативы было снесено административное здание, именуемое «14-й корпус Кремля». Но вместо восстановления монастырей на месте, где находились постройки Чудова монастыря, были музеефицированы шурфы части фундаментов утраченных построек и устроен подземный археологический музей, который не работает по сей день из-за постоянного протекания грунтовых вод.

Сегодня в Кремле место, где некогда располагались главные всероссийские монастыри и Малый Николаевский Дворец, представляет собой зияющую духовную дыру.

В связи с этим, мы, участники рабочей встречи, обращаемся к Вам с просьбой вернуться к вопросу восстановления главных святынь России — Чудова и Вознесенского монастырей, так как они являлись центрами не только духовной, но и общественной жизни всей страны.

Подписи участников заседания

Источник

Заставка: Вознесенский монастырь — московский женский монастырь в 1900-е годы. Авторство: Неизвестен. “Вuilders of Russia. Moscow at the turn of century” (“Строители России. Москва в начале века”, M, 2001, Общественное достояние, wikimedia.

Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: