Фотография художников, скульпторов и архитекторов, представленных Николаю I в декабре 1845, с Гоголем.
Как летом снег впервые воспринимается информация о том, что существует групповая ФОТОГРАФИЯ тех самых художников, скульпторов и архитекторов, которые были представлены Николаю I в декабре 1845 в соборе Св.Петра в Риме.
Наличие на фотографии художника В.И.Штернберга, умершего в ноябре 1845, свидетельствует о том, что данная фотография была сделана до приезда Николая I в Рим.
Эта фотография широко гуляет по просторам интернета, но в комментариях есть простое пошедшее, видимо, от В.В.Стасова, перечисление имен фотографировавшихся, но почему-то никого не заинтересовало, кому принадлежит то или иное лицо на этой фотографии, хотя это известно. Узнаваемы без излишних усилий только Гоголь и Мариучча, которых царю как раз не представляли.
Находятся «чудаки», разбирающие недостатки этой фотографии подобно тому, как это легко делается с фейковой фотографией американских астронавтов, не бывших на луне. А лица людей на фото 1845 года этих проницательных сыщиков не интересуют, да они и знать их не хотят.
Тогда в Риме жил Н.В.Гоголь (1809-1852). он даже пытался решить свои финансовые проблемы, предлагая себя в качестве секретаря при попечителе (начальнике) русских художников — пенсионеров Академии художеств П.И.Кривцове. Гоголь лет на 8 в среднем старше художников на фотографии, но он уже именитый, а они, бедняги, проучившиеся лет по десять в Академии художеств, только начинают свой творческий путь (золотые медалисты, товар штучный).
Левицкий уговорил Гоголя сняться в групповом снимке с русскими художниками – пенсионерами Императорской Академии художеств. Так получилась единственная фотография Гоголя. На встрече с императором в соборе Св.Петра по воспоминаниям Рамазанова их было около 20 человек. Они решили сделать подарок графу Ф.П.Толстому в виде удивительной по тем временам фотографии в знак благодарности за то, что он их поддержал, когда Николай I сказал, что художники «шибко гуляют». На фотографии художников, скульпторов и архитекторов 15 человек, трое, включая Гоголя, — «посторонние».
На снимке в центре стоит Гоголь. Из скульпторов там оказались Н.А.Рамазанов и П.А.Ставассер, М.А.Щурупов. Если Рамазанов фотографировался несколько раз и снимки сохранились, то эта фотография оказалась единственной для Гоголя и, видимо, для Ставассера.
Та же фотография, но с номерами для идентификации сфотографированных
Годы жизни Годы пребывания в Риме
- Орлов П.Н. (1812-1865) (1841-1865) живописец
- Рамазанов А.Н. (1817-1867) (1843-1846) скульптор
- Эппингер Ф.И. (1816-1873) (1841-1849) архитектор
- Бейне К.А. (1816-1858) (1841-1849) архитектор
- Глебов – отставной кавалерийский полковник
- Гоголь Н.В. – русский писатель.
- Лавеццари А.К. (1815-1881) живописец
- Моллер Ф.А. (1812-1874) (1839-1849) живописец
- Щурупов М.А. (1815-1901) (1840-1855) скульптор, архитектор
- Михайлов Г.К. (1814-1867) (1845-1850) живописец
- Нотбек П.К. (1824-1877) (1849-1853) архитектор
- Левицкий С.Л. – фотограф, сделавший эту фотографию.
- Ставассер П.А. (1816-1850) (1841-1850) скульптор
- Мариучча – известная римская натурщица.
- Штернберг В.И. (1818-1845) (1840-1845) живописец
- Монигетти И (1819-1878) (1839-1847) архитектор
- Бравур А.А. (1823-1905) ? архитектор
- Мокрицкий А.Н.(1810-1870) (1841-1849) живописец
Фамилии сфотографированных взяты из книги Т.Г.Шевченко «Художник», изд. «Мистецтво», Киев, 1989., даты — из книги С.С.Степанова, А.А.Погодина «Рим, русская мастерская», 2018.
Явные нестыковки свидетельствуют о том, что под номерами 11 и 17 могут быть сфотографированы другие лица, видимо, Нотбек был в Риме позднее, а Бравур среди римских пенсионеров во второй книге не значится.
Впервые опубликовал эту фотографию в 1879 тот самый критик В.В.Стасов, который имел большой доступ к подобным материалам, работая в Публичной библиотеке в Петербурге, причем с 1872 заведовал там Художественным отделом. Публикуя эту фотографию, он, как настоящий демократ, подчеркнул свою значимость, поскольку фотография дает «богатый материал», однако, не преминул поиздеваться над одеждой художников, назвав шляпы и плащи «неостроумным и неталантливым маскарадом». Не вызывает сомнения то, что он был знаком с воспоминаниями Рамазанова и с восторженным приемом царя художниками, а потому они и оказались «неталантливы и маскарадны», только Гоголь не подлежал критике, потому как сам был критиком.
Источник: ЧУДЕСНЫЙ МИР СКУЛЬПТУРЫ
Заставка: Групповой дагерротип (ранний фотографический процесс, основанный на светочувствительности йодистого серебра. Первая в мире работоспособная технология фотографии, использовавшаяся в течение двух десятилетий и вытесненная во второй половине XIX века более дешёвыми и удобными процессами) русских художников. Автор Сергей Левицкий. Рим, 1845, ателье Perrot. wikipedia