Просиживать лекции или работать полдня?
Приёмная кампания вузов в этом году обошлась без сенсаций, но проходила на фоне сообщений о дефиците работников на российском рынке труда. В ближайшие годы умеренная естественная убыль людей трудоспособного возраста примерно соответствует количеству студентов очных программ вузов, а сокращения численности работающих пенсионеров — количеству студентов колледжей. В наших геополитических конкурентах США и Британии подрабатывает большинство студентов, хотя в менее воинственных Германии и Франции — меньше. Студенты уже давно не конспектируют лекции, а вузы — научились делать слайды и видео вместо начитки, тесты и прокторинг (Система контроля за ходом дистанционного испытания. — Прим. ред.) оценивают реальность изучения таких материалов. Необходимо перевести часы лекций в часы дистанционной самостоятельной работы, оставить в формате аудиторных занятий только семинары, дать возможность студентам подрабатывать.
На сайте Росстата опубликованы данные о численности населения по отдельным возрастным группам с 2012 до 2031 года. Численность людей трудоспособного возраста была в 2012 году в количестве 87,1 млн чел., снизилась в 2022 году до 78,5 млн чел. и ещё немного снизится до 77,3 млн чел. в 2031 году по базовому варианту. Численность людей пенсионного возраста возрастает с 32,4 млн чел. в 2012 году до 38,9 млн чел. в 2022 году и далее до 40,8 млн чел. в 2031 году. Численность населения моложе трудоспособного возраста сначала росла с 23,6 млн чел. в 2012 году до 26,2 млн чел. в 2021–2023 годах и затем возвращается к 23,5 млн чел. в 2031 году.
По данным того же Росстата, численность молодёжи в возрасте 15–19 лет составила 7,3 млн чел. и в возрасте 20–24 лет — 6,8 млн чел. в 2020 году, из них работали 0,46 и 4,1 млн чел. По данным Соцфонда (бывший Пенсионный фонд РФ), численность работающих пенсионеров составляла 7,9 млн чел. на конец 2022 года и снизилась за год на 0,6 млн чел. Институт демографических исследований РАН в лице Алексея Кашепова опубликовал прогноз численности работающих пенсионеров на 2025 год в размере 5,6 млн чел.Текущее и прогнозное количество студентов представлено в Докладе Правительства РФ Федеральному собранию РФ о реализации государственной политики в сфере образования. В этом докладе представлена численность студентов на начало 2022–2023 учебного года: 3,6 млн студентов в системе среднего профессионального образования и 4,1 млн студентов в системе высшего образования, включая 2,6 млн чел. по очной форме обучения. Численность учащихся колледжей вырастет на 0,7 млн чел. до 4,2 млн чел., а студентов вузов — на 0,2 млн чел. до 4,3 в 2026 году как отражение бума рождаемости 2000-х годов, а затем будет немного сокращаться из-за спада рождаемости в начале 2020-х годов.
Объективность демографии обнулила реальный экономический рост в Западной Европе в 2010-е годы и обнулит экономический рост США начиная с 2033 года. Производство автомобилей и строительство домов там упало на десятки процентов относительно 1980-х годов вслед за падением занятости молодёжи начиная с 1990-х годов в основном из-за “вечных студентов” или “поиска себя”. Там внимательно считают занятость различных групп по возрасту, полу, этносу, образованию, пытаются моделировать программы побуждения занятости. Основными способами повысить занятость там видят повышение пенсионного возраста, рост субсидирования дошкольного образования детей и частичную занятость мам, а также усиление платности высшего образования в сочетании с побуждением частичной занятости в студенческие годы.
Геополитическая конкуренция-конфронтация — это не только рост вооружённых сил и выпуска вооружений. Сейчас нет оснований пересаживать всех студентов с парт за станки, но рост их занятости укрепит экономический и промышленный базис нашей страны, снизит вероятность более жёсткой мобилизации в будущем. В Великую Отечественную была серьёзная трудовая мобилизация, и многие подростки работали в неделю шесть дней по 10–12 часов в день.
В 1930–1950-е годы в вузы люди в основном поступали уже с несколькими годами работы рабочими по специальности. Первая глава “Воспоминаний и размышлений” Георгия Константиновича Жукова посвящена его детству. После начальной церковно-приходской школы его отправили работать учеником скорняка в Москву, а ко времени призыва на военную службу к 19 годам он уже был мастером с десятком подчинённых, с самостоятельностью в приёме заказов и покупке материалов.
ООН, ОЭСР, Болонская система проповедуют зависимость экономического развития от количества лет образования в среднем. Переход от всеобщего начального к всеобщему среднему образованию, затем рост численности населения с высшим образованием дали экономический рывок в XX веке. Только теперь формальный рост образованности в виде количества лет учёбы оборачивается лишь дополнительным социальным бременем “вечных студентов”. Причём международные организации делают упор именно на количество лет и количество часов в год, желательно ещё и в комфортных условиях без личных напрягов.
Основными критериями бакалаврского образования у нас являются часы, зачётные единицы и годы. За всё время обучения необходимо 5400 часов, которые делятся на 240 зачётных единиц по 60 в год (в Болонской системе — кредитов). Эти часы включают лекционные, семинарские занятия и самостоятельную работу по дисциплинам разных блоков вплоть до практики и физкультуры. Распределение часов производится самими вузами, но в рамках примерных учебных планов с утверждением под эгидой министерства, с небольшой вариативностью для вузов.
Каких-либо объективных законов философии, психологии или физики с конкретикой количества часов лекций нет. Часы лекций варьируются: в гуманитарных направлениях подготовки их больше, в инженерных — меньше, в творческих — очень мало. Ещё лекций мало во взрослых мотивированных группах, поскольку люди ценят своё время и не готовы тратить его на писанину или пассивное слушание, наоборот, много — в группах юных бакалавров. Наконец, количество лекционных часов зависит от очного или заочного обучения, когда лекции являются обязательными или раздаются в виде конспектов-методичек, как много десятилетий назад.
Нет объективной необходимости и в сидении на лекциях в аудиториях. Вспомним один из эпизодов комедии Леонида Гайдая, когда Шурик и Лида читали чужой конспект в общественном транспорте и дома. Раньше была вполне полезная концепция механической памяти при собственноручной записи конспектов, но в современности теперь больше проверочных тестов и домашних заданий. Есть программы прокторинга, оценивающие реальность работы студента с видео и слайдами лекций, а также с тестами и контрольными. Хотя чрезмерный упор на дистант во время ковидных ограничений отчасти дискредитировал цифровые формы обучения.
Почти у каждого видного ректора или даже министра образования можно найти фрагмент интервью или выступления про то, что на лекции ходит мало студентов, что физическое присутствие не означает ментальное присутствие. Зачем писать лекции, если слайды вышлет преподаватель, или староста, или знакомый годом старше либо лекции вообще можно скачать с вузовского портала. Лекции пишут один-два студента из группы или потока, ещё примерно 10% лекцию внимательно слушают, на первом-втором курсах ещё пытаются призвать к порядку, а на третьем-четвёртом обычно на лекции почти не ходят. Даже нобелевский лауреат, видный политик или бизнесмен могут привлечь внимание студентов на полчаса, после чего молодёжь возвращается к мобильникам, разговорам или сну.
Со студентов мы по-прежнему требуем сидеть на лекциях и делать вид, что они слушают и пишут. Предположим, допуск к экзамену по теории на водительские права требовал бы собственноручно переписанных правил дорожного движения, а специальная программа анализировала бы уникальность почерка и полноту конспекта или это вменялось бы принимающему экзамен инспектору. Либо на срочной службе требовали бы от каждого солдата собственноручного переписывания Устава Вооружённых сил и Устава караульной службы. На собеседовании при приёме на работу от бухгалтеров требовали бы собственноручно переписанного Налогового кодекса, от будущих адвокатов — Гражданского и Уголовного кодексов, от государственных служащих — законов по профилю их деятельности. Хотя ещё несколько десятилетий назад самостоятельная проработка нормативки и её краткая запись в тетрадочку были обыденностью.
В отдельных вузах на отдельных программах аудиторных лекций уже нет почти официально. Во внутренней сети вуза или даже в “Ютюбе” преподаватели размещают качественно подготовленные слайды со студийной записью объяснений лекторов. Раз в 10–15 минут лекция может прерываться несколькими тестовыми вопросами из разнообразного банка этих вопросов, чтобы удостовериться в усвоении части лекции. Программа оценивает активность студентов, включая время просмотра, количество попыток, концентрацию внимания, отсутствие ненужных сайтов или помощников. Студент может проработать лекцию в любое удобное для него время, в любом месте в течение недели необходимое ему количество раз. На семинар в аудиторию студент приходит с багажом теории, с решёнными простыми примерами, со своими вопросами и готовностью размышлять над задачами средней и повышенной сложности вместе с преподавателем.
В Британии и США образование почти сплошь платное, а за гранты государства или корпораций учится примерно 15% самых талантливых студентов. Хотя там очевидны и перегибы со студенческими кредитами, когда ведущие университеты задорого продают свои бренды, нарастили обучение буквально на порядок относительно 1980-х годов, и не все выпускники потом находят работу сообразно обещаниям и стоимости бренда. Чтобы тянуть высокую стоимость обучения, а также платить за дорогое общежитие и питание, студенты вынуждены подрабатывать. Студенческие визы допускают работу по 20 часов в неделю, а аудиторные семинарские часы составляют обычно две пары в день четыре дня в неделю с постоянным по времени расписанием. Во время такой частичной занятости студенты в основном выполняют механическую работу, редко когда по специальности.
В нашей стране даже есть примеры подработок студентов по будущей специальности. В безденежные 1990-е примерно с третьего курса многие подрабатывали в силу жизненных обстоятельств, а дефицит экономистов и юристов со знаниями рыночной экономики, инженеров со знанием компьютеров или западного оборудования содействовал таким подработкам. Сейчас дефицит толковых молодых специалистов по инженерным специальностям — потенциальные работодатели стараются подбирать себе лучших студентов через базовые кафедры, преподавателей-практиков или преподавателей-совместителей. В творческих и медицинских вузах вообще выглядит странным, если толковый студент на старших курсах не познал реалии профессии на практике, поработав медсестрой, помощником дизайнера или массовиком-затейником.
Типичные учебные планы имеют часы производственной и преддипломной практики частично в конце третьего курса или только в конце четвёртого. Лучшие студенты отрабатывают эти практики у реальных работодателей по специальности, худшие — у знакомых просто в виде оформления документов, кто-то за небольшую зарплату или за её обещание в ближайшем будущем. На третьем-четвёртом курсах бакалавриата вполне можно увеличить часы практик до 20 в неделю, дифференцировать количество этих часов в зависимости от серьёзности работодателя, близости частичной занятости к образовательной программе, наличия небольшой зарплаты как подтверждения реальности подработок.
Всего-то несколькими предложениями в нормативных документах следует разрешить вузам перевод часов лекций из аудиторных в дистанционные с элементами контроля такой частично самостоятельной работы. Рособрнадзор вполне сможет выборочно оценивать реалистичность содержания и выполнения таких лекционных часов с помощью комбинации программ прокторинга и экспертной оценки. Если сразу на весь бакалавриат подобный эксперимент проводить боязно (чтобы не попасть на известное черномырдинское “хотели как лучше — получилось как всегда”), следует начать с третьего и четвёртого курсов, быть может по стандартным дисциплинам.
Автор – доктор экономических наук, профессор Департамента общественных финансов Финансового университета.
Илл. Нина Ватолина, 1965 г.
Источник: zavtra.ru