Учитель словесности школы № 1798 Ирина Царёва – о творчестве и свободе, развитии и поиске учителя и ученика.
Практически у каждого родителя есть целый архив детских рисунков, ведь с помощью этого вида творчества он изучает мир вокруг. Ребенок рисует все, что его окружает, придумывает разные формы, сюжеты. Многие родители поддерживают его стремление, записывают на художественные кружки. Особенно поражает, что дети очень свободны в своих творческих поисках, их фантазия работает без ограничений. Вспомним фрагмент из произведения «Маленький принц»:
«– Разве шляпа страшная? – возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава изнутри, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять».
Порой взрослому очень сложно понять, что имеет в виду ребенок, ведь суровый взрослый реализм не всегда дает нам возможность взглянуть на детское творчество другим взглядом.
Но по мере взросления ребенка родитель может заметить, что его художественный пыл угасает, он больше не хочет рисовать, фантазировать, кисти пылятся на полках, а альбомы остаются чистыми. Взрослый восклицает, что ребенку интереснее сидеть в телефоне, планшете (любом другом устройстве), чем рисовать; он не хочет себя утруждать, именно поэтому пропал интерес к рисованию. Но так ли это?
В книге великого психолога Льва Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» приводится очень интересная мысль: «Это охлаждение детей к рисованию, в сущности говоря, скрывает за собой переход рисования в новую, высшую стадию развития, которая становится доступна детям только при благоприятных внешних стимулах, как, например, преподавание рисования в школе, художественные образцы дома, или при специальном даровании к этому виду творчества». Учеными установлено, что в возрасте 13 лет происходит сильный спад или полный отказ от рисования. Этот период совпадает с половым созреванием ребенка, дети меняют свои идеалы. Именно поэтому окружающая ребенка среда может как стимулировать его художественный потенциал, так и плотно закрыть дверь в эту тайную комнату. Иногда происходит некая творческая трансформация: ребенок не рисует, но он выражает себя в тексте или на сцене или выбирает какую-то другую творческую деятельность.
Среди моих учеников было много ребят, которые активно рисовали в 5-м классе, а в 7-м уже считали это занятие «детским». Некоторые дети переживали этот кризис в достаточно творческой среде, потому сохраняли интерес к рисованию, кто-то трансформировал свой потенциал в другое творческое течение, но были и ребята, которые полностью закрывались от творчества. Одна из моих учениц как-то нарисовала небольшой цикл работ, вдохновившись романом М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Она учится в художественной школе, именно поэтому творческий спад не повлиял на желание рисовать, ведь она находится в той среде, где все ее сверстники заняты этой же деятельностью, она органична в своем проявлении.
Иногда случается, что на уроке во время объяснения или какого-то обсуждения подросток рисует. Как-то раз я заметила такую ситуацию и на своем уроке. В голове сразу возникла мысль: «Она точно меня не слушает, не воспринимает информацию, нужно срочно что-то сделать!» Переборов учительское эго, я допустила такую ситуацию на уроке, при этом задав некоторые вопросы по изученной теме в конце урока. О чудо! Она смогла ответить на все вопросы даже точнее, чем другие ребята. Эта ситуация утвердила меня в мысли, что ребенок волен воспринимать информацию так, как удобнее ему, а не взрослому.
На мой взгляд, взрослый обязан развивать творческий потенциал ребенка, так как «все будущее человек постигает при помощи творческого воображения…» (Л.С. Выготский, «Воображение и творчество в детском возрасте»). Закрыть дверь в эту тайную комнату гораздо проще, чем создать плодородную почву.
Если подросток больше не творит, а вытворяет, пора задуматься: а есть ли вокруг него среда, позволяющая творить?
Особенно это касается уроков литературы. Очень сложно вдохновить ребят на прочтение того или иного произведения. Свои уроки я стараюсь строить в форме беседы, при этом намеренно выхожу из-за учительского стола и сажусь к ребятам. В такой непринужденной обстановке они уже не отвечают на вопросы учебника, а проживают сюжет, спорят друг с другом, высказывают свои мысли и чувства. В такой атмосфере произведение живет, ребята его изучают, а не проходят рядом. Примечательно, что те, кто на первом уроке не участвует в общей беседе, подключаются уже на следующем занятии, так как тоже хотят высказаться, донести свою точку зрения, а для этого обязательно надо прочитать само произведение.
Я глубоко убеждена, что среда, в которой находится ученик, очень сильно влияет на качество усвоения информации и степень развития творческого потенциала.
Поэтому необходимо сделать обстановку на уроке творческой и свободной, а ребята обязательно откликнутся, пусть не все, но большинство обязательно!
Подбирайте творческие задания, разрешайте ребятам высказывать свои истинные мысли, выходите из зоны своего комфорта! И результат не заставит себя долго ждать!
Источник: vogazeta.ru
Заставка: pixabay.