В 2025 году Минпросвещения планирует увеличить количество часов на преподавание истории в школах за счёт ликвидации предмета «Обществознание» в 6–8-х классах. Учителя полагают, что нововведение, скорее всего, приведёт к упразднению выпускного экзамена по этой дисциплине в 9-м классе. Обществознание уже несколько лет является самым популярным ОГЭ по выбору, почти половина выпускников традиционно сдаёт ЕГЭ по этому предмету.
На федеральном портале проектов нормативных правовых актов опубликован документ Минпросвещения, который предполагает существенное изменение школьной программы по истории и обществознанию. Общественное обсуждение законопроекта продлится до 7 марта. Планы чиновников уже вызвали негодование в педагогической среде. По данным газеты «Ведомости», представители профсоюза «Учитель» в ближайшие дни направят в Минпросвещения петицию с требованием отказаться от нововведений.
В настоящее время обществознание в школах изучается с 6-го по 11-й класс. Чиновники в сфере образования предлагают упразднить этот предмет в 6–8-м классах, а в 9-м классе проводить урок раз в неделю. За счёт высвобожденного времени (102 часа) планируется значительно увеличить количество учебных часов, отведённых на изучение истории (с 340 до 476 часов): в 5–8-м классах будет три урока в неделю, а в 9-м – два. Дополнительные часы на изучение истории появятся и благодаря интеграции в учебный курс дисциплины «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Изменения должны вступить в силу с 1 сентября 2025 года.
Если намерения Минпросвещения будут реализованы, за этим последует отмена отдельного ОГЭ по обществознанию, считает учитель истории и обществознания Андрей Мошкин.
– Подготовиться к экзамену за один год при одном уроке в неделю нереально. Если бы ОГЭ по обществознанию хотели сохранить, преподавание дисциплины оставили бы в 8-м классе, – говорит он. – Но, видимо, элементы обществознания в конечном итоге просто будут интегрированы в экзамен по истории. Об этом ещё в конце ноября на встрече с учителями истории говорил Владимир Мединский. Скорее всего, существенно менять придётся и содержание ЕГЭ по этому предмету. Всё это значительно усложнит жизнь и выпускникам, и педагогам.
Собеседник уточняет, что обществознание – один из самых любимых предметов у многих учащихся, так как он максимально приближен к реальной жизни, а заучивать историю детям намного сложнее. ОГЭ по обществознанию часто выбирали и школьники, которые собирались продолжать учёбу в 10-м классе, и те, кто планировал поступать в колледж. В случае принятия законопроекта школьная программа вновь будет скорректирована в сторону усложнения.
– Дети, которые уходят из школ после 9-го класса, обычно записываются на наиболее лёгкие ОГЭ по выбору, – поясняет педагог. – До недавних пор ими считались экзамены по обществознанию, географии и информатике. В последнее время в ОГЭ по информатике стали чаще появляться математические задания, поэтому его популярность начала снижаться. Если ещё и обществознание ликвидируют, количество двоек на экзаменах станет больше. В 2023 году ОГЭ по обществознанию сдавали 53 процента школьников, а по истории – всего 3,5 процента. Наряду с литературой это самый непопулярный предмет у девятиклассников.
Сами школы включают обществознание в списки основных госэкзаменов, которые нужно сдать для поступления в профильный 10-й класс. В Москве этот предмет сдают девятиклассники, которые продолжают обучение в популярных предпринимательских классах.
Сокращение часов на изучение обществознания в пользу уроков истории для учителей означает дополнительную нагрузку – потребуется разрабатывать учебные материалы. Учебные заведения понесут новые расходы на закупку пособий.
– У нас постоянно что-то вводится и ликвидируется, а отвечать за это приходится не чиновникам, а школам и учителям, – возмущается завуч одной из школ Наталья Борисовна. – Недавно закупили новые учебники по обществознанию для старшей школы, а теперь уже через полтора года они будут никому не нужны. Учителя обществознания только этой осенью переделывали программу в соответствии с новыми демоверсиями ЕГЭ, а теперь опять всё кардинально поменяется, в том числе и по истории.
«Неудивительно, что педагоги уходят из школ: нормально работать в таком ритме, когда ты не учишь, а только переделываешь учебную программу под желания чиновников, невозможно».
Наталья Борисовна
завуч
Политолог, в прошлом учитель истории Константин Калачёв полагает, что инициатива чиновников по поводу увеличения количества часов на изучение истории в ущерб обществознанию обусловлена лишь идеологическими причинами, а не желанием усилить преподавание этого предмета в школе.
– Историческая память, история у нас сейчас крайне популярны у сильных мира сего, в том числе у президента, – объясняет «Октагону» эксперт. – Судя по всему, чиновники из Минпросвещения пытаются угодить высшему начальству, всячески показать им, что их взгляды найдут отражение и в школьной программе. Речь не идёт об углублённом преподавании классической истории, скорее о продвижении патриотического воспитания, культе предков, попытке заменить прошлым будущее. Для чиновников изучение человеческого общества сейчас не кажется полезным, ведь уроки обществознания воспитывают у учеников критическое мышление, а в нынешней парадигме традиционных ценностей это никому не нужно. Людьми с критическим мышлением к тому же сложнее управлять.
Заставка: проект приказа Минпросвещения РФ , которым предлагается исключить обществознание из программы 6-8-х классов, оставив один урок в неделю в 9-м классе. regulation.gov.ru