НВП в школе: автомат Калашникова и два типа гранат за один урок

87

Геннадий Шангин

22 декабря 2022 года опубликован приказ Министерства просвещения РФ за подписью министра Сергея Кравцова “Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования”. Основной интригой этой программы был возврат в школы начальной военной подготовки (НВП). Сам приказ был подписан еще 23 ноября 2022 года, а опубликован на следующий день после стратегических заявлений Министра обороны РФ Сергея Шойгу об изменениях в Вооруженных силах и поддержки этих изменений Президентом Владимиром Путиным.

В обновленную программу добавлен модуль №9 “Элементы начальной военной подготовки”. Этот модуль прикладного характера дополняет два уже имевшихся военных модуля в значительной степени с организационно-правовым и теоретическим содержанием: модуль №2 “Основы обороны государства” и модуль №3 “Военно-профессиональная деятельность”.

Необходимость возврата НВП широко обсуждалась политиками и средствами массовой информации в осенние месяцы. Министерство обороны РФ в лице начальника Генерального Штаба Валерия Герасимова указало на необходимость выделить для этого предмета 140 часов в последние два года обучения. В начале ноября Министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщал, что курс начальной военной подготовки будет подготовлен до 1 января 2023 года, затем пройдет его апробация и введение со следующего учебного года. “Основы военной подготовки будут включены в курс “ОБЖ” для 10-11 классов. Также в разработке отдельный курс НВП для внеурочного изучения”, – пояснил министр. Отметим, что Валерий Герасимов говорил о предмете НВП, а Сергей Кравцов, по сути, лишь о небольших изменениях в программе предмета “Основы безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ).

Описание программы ОБЖ изложено в Приказе Минпросвещения на стр. 182-216 и начинается с правильных установок. В обоснование важности предмета указано на резкий рост военной напряженности на приграничных территориях и центральную проблему сохранения жизни и здоровья каждого человека (п. 24.2.7). Одной из целей изучения ОБЖ заявлено формирование у обучающегося базового уровня культуры безопасности, что предполагает “знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени” (п. 24.2.12).

Содержание предмета ОБЖ предусматривает два варианта, первый из которых, состоящий из девяти модулей, включает три военных модуля. Второй вариант не содержит военных модулей. На предмет ОБЖ в целом в 10-11 классах выделено 68 часов, из которых на три военных модуля приходится 20-25 уроков. Невоенные модули столь же насыщенны по содержанию, как и военные, и в целом время на модули распределяется примерно одинаково. Получается, что на военные модули вместо запрошенных Генштабом 140 часов выделено в 6 раз меньше уроков. Для сравнения, на литературу выделено 204 часа, то есть в 9 раз больше, чем на три военных модуля.

Содержание модуля №2 “Основы обороны государства” состоит из 9 абзацев примерно на 9 уроков и в тезисно-сжатом изложении включает в себя стратегические национальные приоритеты и интересы России, воинскую обязанность и допризывную подготовку, дни воинской славы, краткую историю, структуру и современное состояние Вооруженных сил (ВС). Например, за один урок предполагается втиснуть в головы молодых людей знания о структуре ВС, видах и родах войск, воинских должностях и званиях, военной форме и знаках различия. Это еще самый простой для понимания абзац содержания ОБЖ на один урок, по сравнению с другими концептуальными абзацами содержания этого модуля. Последний (девятый) абзац содержания на один урок включает в себя современное состояние ВС, совершенствование системы военного образования, модернизацию ВС, “Юнармию” и научные роты.

Содержание модуля №3 “Военно-профессиональная деятельность” изложено по составу вопросов вдвое короче модуля №2. Пересказывая тезисно, в этот модуль включены индивидуальные качества и организация подготовки для отдельных военных специальностей, символы, традиции и ритуалы ВС, детали правовых аспектов призыва граждан на военную службу.

Содержание модуля №9 “Элементы начальной военной подготовки” изложено в семи абзацах примерно на семь уроков. Это строевая подготовка, автомат Калашникова и ручные гранаты, действия в современном общевойсковом бою в составе отделения на БМП и оборудование позиции солдата, способы передвижения в бою в пешем порядке, средства индивидуальной защиты и первая помощь в бою, сооружения для защиты личного состава. То есть автоматом Калашникова и двумя типами гранат предполагается овладеть примерно за один урок, как и другими заявленными важнейшими элементами содержания этого модуля, на которые также выделяется по одному уроку.

Недостаточность часов в 10-11 классах на ОБЖ-НВП особенно контрастирует с втрое большими часами на литературу. Привить любовь и навык к чтению важно, правильно подобранные литературные произведения формируют личность с нужными качествами, в том числе необходимыми в условиях чрезвычайных ситуаций и военных действий. Читать книги в свободные от службы часы важнее и безопаснее, чем играть в компьютерные игры или смотреть видео на смартфонах. Все же возникают вопросы о правильности соотношения одного часа на ОБЖ и трех часов на литературу в неделю, о перегруженности программы ОБЖ и странностях списка произведений программы по литературе.

Программа по литературе стала в последнее десятилетие значительно объемнее программы прежних и особенно советских десятилетий. Только почему-то современные молодые люди читать стали значительно меньше. В реальности, усложнение программы по литературе отвращает молодых людей от чтения. Но мнения сторонников литературы среди разработчиков учебных планов оказываются более весомыми, чем преподавателей истории и обществознания, на которые отводится по два урока в неделю, хотя эти предметы также призваны формировать нужные человеческие качества, а история отчасти пересекается с литературой. Даже в учебном плане технологического (инженерного) профиля предусмотрено три часа уроков литературы в неделю.

В программе по литературе присутствуют классические произведения из поздней советской программы, включая “Тихий дон” Шолохова, “Молодую гвардию” Фадеева, произведения о Великой Отечественной войне. Но помимо этого, сейчас к изучению предлагается огромное количество произведений зарубежной литературы. А присутствие в программе таких произведений, как “Архипелаг ГУЛАГ” Солженицына, вообще вызывает, мягко говоря, много вопросов.

После изложения содержания в программе ОБЖ следует описание так называемых личностных результатов изучения ОБЖ, изложенное в 30 миниабзацах типа: “сформированность активной гражданской позиции, сформированность российской гражданской идентичности, эстетическое отношение к миру в сочетании с культурой безопасности, понимание взаимозависимости успешности и полноценного развития и безопасности поведения в повседневной жизни, способность применять научные знания для реализации принципов безопасного поведения, осознание ценности жизни, готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни, сформированность экологической культуры”.

В программе ОБЖ есть модули по чрезвычайным ситуациям, экологической безопасности, противодействию экстремизму, здоровому образу жизни, для которых указанные выше пафосные формулировки как-то применимы. Только эти формулировки никак не сопоставлены с конкретными модулями и даются отдельным списком после содержания. Очень интересно, как авторы этой программы предполагают соотносить автомат Калашникова или ручную гранату с эстетическим отношением к миру. То есть помимо изучения автомата и гранаты за один урок, при буквальном выполнении этой программы надо еще объяснить подросткам, как сочетать автомат и гранату с какими-то из тридцати личностных результатов.

После личностных результатов следует описание базовых логических действий в шести миниабзацах, например: “самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы безопасности личности, общества и государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать, разрабатывать алгоритмы их возможного решения в различных ситуациях; моделировать объекты (события, явления) в области безопасности личности, общества и государства, анализировать их различные состояния; развивать творческое мышление при решении ситуационных задач”. Очень интересно, как можно соотнести БМП или блиндаж, помимо их изучения за один урок, с указанными описаниями логических действий. Отдельные фразы этих логических действий отчасти применимы к БМП и блиндажу, но в полных формулировках смахивают на демагогию.

Затем следует описание базовых исследовательских действий, некоторые из которых также достойны цитирования: “владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач; анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи; раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным и наиболее благоприятным состоянием объекта в повседневной жизни”. Возьмем, например, вопрос “воинские должности и звания” и попробуем хотя бы представить, как можно вложить в головы подростков за четверть урока (именно столько будет времени на этот вопрос) не только набор простых фактов, но также умение их преобразовывать, выдвигать новые идеи, раскрывать несоответствие по проблематике этих самых воинских должностей и званий!

Подводя итог впечатлениям от обновленной программы ОБЖ, помимо малого количества часов на проблематику НВП, обратим внимание на огромный переизбыток планируемых образовательных результатов, не достижимых даже при подготовке курсантов военных училищ за годы такой подготовки.

Личностные результаты освоения предмета, познавательные, коммуникативные, регулятивные учебные действия и прочая силлогистика имеются также в других предметах в почти аналогичных размерах и похожих формулировках. Просто в военных модулях ОБЖ реальное содержание особенно выпукло не стыкуется с этими наукообразными нагромождениями.

В качестве примера сравним формулировки первых и последних личностных результатов гражданского воспитания на уроках ОБЖ и литературы. “Сформированность активной гражданской позиции обучающегося, готового и способного применять принципы и правила безопасного поведения в течение всей жизни” (ОБЖ) и “Сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества” (литература). “Готовность к участию в деятельности государственных социальных организаций и институтов гражданского общества в области обеспечения комплексной безопасности личности, общества и государства” (ОБЖ) и “Умение взаимодействовать в социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной деятельности” (литература).

Многие формулировки базовых познавательных и логических универсальных учебных действий также похожи. “Развивать творческое мышление при решении ситуационных задач” (в ОБЖ) и “Развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с опорой на собственный читательский опыт” (литература). “Владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и применению для решения различных учебных задач, в том числе при разработке и защите проектных работ” (ОБЖ) и “Овладение видами деятельности для получения нового знания по литературе, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов” (литература).

У далекого от образовательных силлогизмов человека возникает резонный вопрос: почему они должны перефразироваться для каждого предмета и почему нельзя эти формулировки объединить где-то в одном месте после всех предметов, коли они так нужны современным реформаторам и руководителям образования? Почему-то в СССР на пике научно-технического развития и военного могущества не было в программах школьных предметов такого пустословия.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что Министерство просвещения сделало первый шаг в обновлении программ и предстоит еще много работы, чтобы соответствовать вызовам времени.

Источник:  zavtra.ru
Заставка: Свердловский ДОСААФ предлагает ввести военную подготовку в школах Фото: Эдуард Корниенко © URA.RU
Если вам понравился материал, пожалуйста поделитесь им в социальных сетях:
Материал из рубрики: