Вот уже несколько дней канал наглухо перекрыт грузовым судном Ever Given. Этот гигантский контейнеровоз, размером 400 метров в длину (максимально разрешенный для входа в канал) и 59 метров в ширину, перевозил сотни контейнеров и шел под флагом Панамы из Китая в Нидерланды. В водах Египта судно внезапно село на мель, как объявили местные власти из-за «порыва ветра», и прочно заблокировало канал. Махину лихорадочно пытаются сдвинуть с места, но пока безуспешно. Компании уже начали направлять свои суда в обход Африки, что увеличит время в пути примерно на неделю.
Суэцкий канал — важнейшие ворота для движения товаров между Европой и Азией, и в результате огромной пробки у входа в него сейчас скопились сотни судов со всего света. Как сообщили аналитики страховой компании Allianz, в результате мировая торговля может потерять не менее $230 млрд. По оценкам экспертов, каждый лишний день, который Ever Given блокирует канал, может стоить мировой торговле от $6 млрд до $10 млрд.
Прежде всего, это — удар по транспортировке нефти. Суэцкий канал является основным маршрутом для поставки «черного золота» с Ближнего Востока в ЕС и США. Ежедневно через него проходит около 600 тыс. баррелей нефти. Обратно по той же водной артерии отправляются продукты нефтепереработки.
Путь танкера с ближневосточной нефтью, например, до итальянских НПЗ занимает около двух недель.
По каналу транспортируется также много и российской нефти и нефтепродуктов. Они составляют 24% от всего черного золота, идущего через канал в южном направлении. Всего через Суэцкий канал проходит около 10% мировых морских перевозок нефти. И в результате его блокировки цены на нее сейчас взлетели.
Кто-то уже даже подозревает, что речь идет об афере. Как заметили, аварии предшествовал странный маневр — перед заходом в канал контейнеровоз начертил в море странную траекторию, чего суда обычно не делают, т.к. это ведет к сжиганию лишнего топлива. А потому в мире уже засомневались: может, это — спланированная провокация? Например, со стороны тех же «зеленых», которые добиваются внедрения альтернативных источников энергии.
А вот экономист Михаил Делягин считает, что перекрытие канала могло быть продуманной акцией западных спецслужб. Нет никаких сомнений, как он полагает, что в США прорабатываются самые различные варианты развития событий в случае глобальной войны. Ведь сами США от перекрытия канала особо не страдают. Это удар больше по странам Персидского залива, Китая, Европы, Индии, Африки и т.д.
Может, США захотели их таким образом наказать?
Уже не в первый раз
Впрочем, с 1869 года, когда канал был открыт, он блокирован уже не в первый раз. 29 октября 1956 года канал был перекрыт, когда началась совместная англо-франко-израильская военная операция против Египта, длившаяся до 7 ноября. Чтобы не допустить прохода вражеских кораблей, на входе и выходе в канале были затоплены торговые корабли. Полностью он был разблокирован только к маю 1957 года.
Закрытие этих торгово-транспортных «ворот» стало тогда шоком для Западной Европы и США. 1 января 1957 года «Нью-Йорк Таймс» вышла под заголовком «Цена на доставку морем взлетела из-за закрытия Суэца, сахар и молоко также подорожали». «Дорогостоящая дорога вокруг Африки», «Израсходовано огромное количество запасов», — кричали другие газеты. В Великобритании пришлось вводить нормирование на бензин, произошел всплеск эмиграции в Новую Зеландию, Австралию и Канаду из-за массовых сокращений рабочих мест и закрытия заводов в связи с нехваткой нефти.
5 июня 1967 года канал снова оказался блокированным. Израиль нанес удар по египетским войскам, собранным на Синайском полуострове. В результате шести дней боевых действий израильские войска были остановлены на восточном берегу Суэцкого канала. Горячая фаза войны прекратилась, но на целых 8 лет канал превратился в линию фронта и был запечатан затопленными египетскими кораблями, а потом противоборствующие стороны заполнили его минами.
Как Онассис разбогател
Однако убыток понесли не все, кое-кто, наоборот, на блокировке канала выиграл и даже разбогател. Как пишет греческая интернет-газета «Русские Афины», блокада Суэцкого канала 65 лет назад способствовала появлению мифа об Аристотеле Онассисе. Согласно Фрэнки Брэди, который написал книгу «Онассис: экстравагантная жизнь», греческий судовладелец заказал в начале 1950-х годов несколько новых танкеров, которые простаивали.
«Затем, благодаря невероятному историческому совпадению, почти в мгновение ока судьба Онассиса резко изменилась. Столкнувшись с почти неизбежной финансовой катастрофой, Онассис сумел заработать больше денег за этот короткий период времени, чем за всю свою жизнь. Катализатором стал Суэцкий канал», — написал Брэди в своей книге.
«У Онассиса было много кораблей без контрактов, которые можно было сдавать в аренду для удовлетворения спроса. У него была возможность взимать плату за провоз грузов по своему усмотрению», — говорится в книге. В то время стоимость транспортировки нефти из Саудовской Аравии в Европу составляла 4 доллара за тонну. «Вскоре Онассис стал взимать более 60 долларов, в результате чего каждый рейс танкера приносил ему прибыль в размере более 2 миллионов долларов». Всего за один год, согласно оценкам, Онассис заработал не менее 1 миллиарда долларов, что раз в десять больше по сегодняшнему курсу.
Выиграет Россия?
Как пишет Forbes, сегодня блокировка канала может оказаться выгодной для российских нефтяных компаний. Отсутствие поставок нефти и нефтепродуктов с Ближнего Востока на какое-то время увеличит спрос на российское топливо. Задержки с поставками катарского СПГ также увеличат спрос на российский трубопроводный газ.
Авария на Суэцком канале может выгодно обернуться для «Газпрома», заявил руководитель подразделения рынков газа и электроэнергии Rystad Energy Карлос Торрес Диас. По мнению Диаса, в результате «пробки» на Суэцком канале Европа недополучит миллионы тонн сжиженного газа, которые необходимы для пополнения подземных запасов.
В то же время трубопроводы «Газпрома» работают не на полную транспортную мощность, что позволяет компании обеспечить поставки газа на Запад. Единственным конкурентом российскому газу может стать Норвегия, но она не у дел, поскольку ее транспортные мощности уже задействованы полностью, добавил эксперт Rystad Energy.
Все это, конечно, — краткосрочные факторы. Канал будет разблокирован, и традиционные маршруты поставок восстановятся. Однако хрупкость этой важной водной артерии показала, что остро нужны альтернативные пути, а потому тут снова выиграет Россия. Блокирование Суэцкого канала выгодно России, которая продвигает свой Северный морской путь, пишет агентство France Press. Как сообщается, мировые перевозчики уже обратились к России с просьбой о транзите грузов через нашу территорию.
Альтернатива Суэцу
Внезапная остановка потока грузов через Суэцкий канал из-за перегородившего дорогу контейнеровоза показала, что необходимо искать другие морские пути для безопасной транспортировки грузов, заявил посол по особым поручениям МИД по международному сотрудничеству в Арктике Николай Корчунов. По его словам, именно Северный морской путь — одна из таких альтернатив.
«Очевидно, необходимо думать, — отметил он, — как обеспечить эффективное управление транспортными рисками и развивать альтернативные Суэцкому каналу маршруты, прежде всего Северный морской путь, необходимость дальнейшего развития которого и высветил инцидент в Суэцком канале».
Он считает, что привлекательность Севморпути будет расти как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. И не только он, но и другие эксперты уверены, что альтернативы этому нет. В противном случае мировая экономика постоянно будет оказываться под угрозой серьезных рисков.
В свою очередь, Министерство обороны США представило недавно конгрессу «Арктическую доктрину», направленную на блокирование российского Северного морского пути.
В подготовленном американским военным ведомством документе подчеркивается, что Арктика «имеет прямое отношение к национальной безопасности США». Главная задача Вашингтона — «развертывание более смертоносной, устойчивой, гибкой боевой группировки, способной обеспечить конкурентное преимущество в этом ключевом регионе». Помимо Северного Ледовитого океана речь идет о Беринговом проливе и морском коридоре в районе Гренландии, Исландии и Норвегии. А потому ясно, что инцидент в Суэцком канале, который, конечно, разблокируют, еще более обострит борьбу за Арктику.
Специально для “Столетия”
Источник: stoletie.ru
Заставка: Суэкий канал, снимок из космоса wikipedia