60 процентов выпускников 9-х классов в прошлом году предпочли продолжить обучение в колледжах и техникумах. По прогнозам экспертов, в условиях санкций эта цифра будет только расти. Школьники стремятся как можно раньше получить профессию, чтобы иметь возможность заработать на жизнь, но после окончания учебных заведений среднего профессионального образования (СПО) многие выпускники сталкиваются с проблемами при поиске работы по специальности. Работодатели жалуются на то, что подготовка учащихся не соответствует требованиям современного рынка. Значительные суммы из бюджета, направленные на сферу СПО, оказываются потраченными впустую.
В последние годы учреждения СПО у российских школьников стали настолько популярными, что поступить в колледж порой оказывается сложнее, чем в вуз. В отдельные учебные заведения на востребованные специальности конкурс достигает 30–50 человек на место. Попасть на бюджет в них можно только с отличным аттестатом и индивидуальными достижениями.
Одновременно с ростом спроса на колледжи растут количество платных мест и стоимость обучения. В среднем в Москве год обучения по программам СПО обходится уже в 150 тыс. рублей, по отдельным специальностям стоимость сопоставима с расходами на учёбу в вузе.
Однако престижность той или иной специальности отнюдь не гарантирует выпускнику последующее трудоустройство. Проблема в том, что многие учреждения СПО не уделяют внимания практической подготовке студентов в соответствии с запросами рынка труда.
Логика современных директоров проста: в первую очередь образование – это бизнес.
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов пообещал, что ведомство разработает поправки в законодательство, которые позволят учреждениям среднего профессионального образования создавать собственные предприятия для трудоустройства студентов. «Очень важное предложение: чтобы ребята, которые учатся в колледжах, так же как и в вузах, могли открыть своё производство, работать. Мы приняли решение, что будут изменения в закон, позволяющие колледжам создавать предприятия», – заявил министр.
Тем временем работодатели из разных отраслей не первый год пытаются убедить чиновников из Минпросвещения в необходимости решения значительно более насущных проблем СПО. Специалисты обращают внимание на несоответствие учебных программ фактическим требованиям работодателей, что серьёзно сказывается на перспективе последующего трудоустройства студентов.
Импортозамещением займутся актёры
Чиновники не хотят слышать ни работодателей, ни будущих абитуриентов. Вопрос сотрудничества с представителями профильной отрасли в вопросах практик и программ обучения зависит исключительно от личности директора образовательного учреждения. Законодательно оценка работы колледжей и техникумов по показателю трудоустройства выпускников по специальности никак не закреплена. При этом даже те учреждения СПО, выпускники которых были востребованы у работодателя, в последние 8 лет регулярно попадают под жернова оптимизации. Под нож идут даже заведения с многолетней историей и высококлассной образовательной и технической базой.
В Санкт-Петербурге преподаватели уже пять лет пытаются отстоять знаменитый Издательско-полиграфический техникум, который в ходе объединения со строительным колледжем стал подразделением Академии управления городской средой, градостроительства и печати (АУГСГиП). С этого учебного года администрация академии закрыла набор на программу «Издательское дело», несмотря на то что специальность «печатник» входит в топ-50 самых востребованных профессий России. При этом профильных образовательных учреждений СПО по этому направлению и так оставалось только три на всю страну. По сути, их закрытие превращается в проблему национального масштаба.
2017 год. Митинг студентов против слияния Издательско-полиграфического техникума с другим учреждением.Фото: группа «Защитим СПбИПТ!» в соцсети «ВКонтакте»
– Мы боремся за сохранение нашего уникального техникума с 2017 года, – рассказывает преподаватель Юлия Маркова. – Сразу после слияния у нас пытались отобрать историческое здание бывшего издательско-полиграфического комплекса известного государственного деятеля и издателя М. М. Стасюлевича, до 1910 выпускавшего журнал «Вестник Европы», в центре Санкт-Петербурга на Васильевском острове. Кроме того, был прекращён приём учащихся на специальность «издательское дело». За сохранение специальности боролись и преподаватели, и родители, и студенты. От городских чиновников не было никакой помощи. В тот год всё это удалось остановить только благодаря нашему обращению в администрацию президента. Однако само объединение прекращено не было, наш техникум стал подразделением АУГСГиП.
По словам преподавателя, администрация академии стала мстить педагогам за проявленную активность, саму Маркову незаконной уволили. При этом после восстановления на работе через суд женщина два года сидела в пустой аудитории под видеокамерой, так как ей не давали положенную нагрузку.
– Постепенно новая администрация разваливала и уникальную учебную программу, которая создавалась десятилетиями, – объясняет преподаватель. – В частности, ведение практики доверили непрофессионалам, студентов стали отправлять в копировальные центры вместо издательств. В конечном итоге перед началом текущего учебного года директор академии Анатолий Кривоносов принял решение о закрытии специальности «издательское дело» в связи с её неэффективностью. И это притом что конкурс на бюджет у нас был 4,5 человека на место и на платном отделении тоже набирались группы. На деле специальность была более чем востребована не только у жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и у школьников из Мурманской области. Практически все выпускники шли работать по специальности, и их подготовка полностью устраивала работодателей. Летом я буду уволена «по сокращению штатов», многие наши преподаватели уже ушли, не выдержав давления со стороны администрации.
Педагог уточняет, что специальность «издательское дело» в Санкт-Петербурге появилась в Банковском колледже, проблем с набором у учебного заведения нет. Вопрос в качестве обучения: здание бывшего Издательско-полиграфического колледжа было полностью оснащено всей необходимой дорогостоящей аппаратурой, уникальную библиотеку учреждения удалось сохранить даже во время блокады; у Банковского колледжа подобной базы по этому направлению нет.
– Сейчас я в очередной раз отвезла обращение в Администрацию президента, это последний шанс сохранить издательское дело и спасти бывший Издательско-полиграфический колледж от полного уничтожения, – говорит Юлия Маркова.
Параллельно с закрытием «издательского дела» в отделении «монтаж инженерных сетей, ландшафтного и дорожного строительства» академии открылась специальность «актёрское искусство», очевидно, не имеющая никакого отношения к строительству или печати. Не очень понятно, будут ли востребованы у работодателя актёры из Академии управления городской средой, градостроительства и печати. Вероятно, именно на эту специальность набирается большое количество студентов-платников, ничем другим наличие подобной специальности в строительном колледже объяснить невозможно.
Бюджетные деньги расходуются впустую
Ещё в 2014 году по инициативе общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» был создан Национальный совет при президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. В течение двух лет были сформированы советы по всем отраслям. Предполагалось, что создание советов поможет реформировать систему образования под запросы работодателей. Однако из-за несовершенства законодательства и отказа от сотрудничества администраций ряда учебных заведений самые важные проблемы так и остались нерешёнными.
Александр Иванов, председатель Совета по профессиональным квалификациям в области издательского дела, полиграфического производства и распространения печатной продукции, рассказал «Октагону», что решить проблему с качественной подготовкой востребованных специалистов можно, только изменив законодательство.
«Сейчас ситуация такова, что мы не можем обязать директоров сотрудничать с нами и ориентироваться на запрос работодателей при подготовке студентов. Мы можем лишь рекомендовать, а дальнейшие действия – уже добрая воля каждого отдельного директора колледжа или техникума».
Александр Иванов
председатель Совета по профессиональным квалификациям в области издательского дела
– Конечно, есть руководители, с которыми мы тесно сотрудничаем, но много и таких, которые на контакт не идут, вопрос трудоустройства выпускников их мало волнует, – пояснил председатель совета. – Например, я обращался к директору АУГСГиП по поводу закрытия специальности «издательское дело», но он просто отказался со мной общаться. Точно такие же проблемы есть и во всех других отраслях. Многие учреждения СПО просто готовят специалистов в никуда, работать по специальности они вряд ли будут. При этом у работодателей возникает дефицит кадров.
По словам Александра Иванова, проблему можно было бы решить не только за счёт расширения полномочий советов по профессиональным квалификациям, но и путём внесения поправок в закон «Об образовании». Если работа учреждения СПО будет оцениваться по такому показателю, как трудоустройства по специальности, руководству учебных заведений придётся повернуться лицом к работодателю.
– Большая сложность ещё и в том, что образование очень консервативно, оно не успевает за изменениями на рынке труда, – подчёркивает эксперт. – Допустим, на разработку образовательного стандарта уходит до двух лет, за это время всё уже так меняется, что работу нужно начинать заново. А обучение по устаревшим и неактуальным программам – это просто пустая трата времени. К тому же это обучение ещё и не очень правильно организовано. Обычно два года студенты просто изучают теорию, и только потом начинается практика. Учащиеся приходят к работодателю на практику без элементарных профессиональных навыков, и он просто не знает, что с ними делать. В той же Финляндии практически занятия в колледжах начинаются буквально с первых дней учебы. И этот подход действительно позволяет готовить хороших специалистов.
По мнению Иванова, в нынешних условиях закрытие специальностей и учебных заведений, выпускники которых востребованы у работодателей, как произошло с «издательским делом», недопустимо:
– Профессия «издатель» крайне востребована, только в Санкт-Петербурге сейчас размещено 1,5 тысячи вакансий по этой специальности. 90 процентов выпускников Издательско-полиграфического техникума устраивались на работу по специальности. Работодатели отрасли всегда брали кадры из этого учебного заведения, и никаких сомнений в качестве подготовки выпускников не было. Зачем было закрывать специальность «издательское дело», понять невозможно. Государство сейчас вкладывает большие средства в СПО, однако из-за несовершенства законодательства и действий отдельных директоров учебных заведений мы видим, что зачастую эти средства расходуются впустую. В учреждениях СПО есть проблема и с педагогическими кадрами, часто в погоне за высокими заплатами туда приходят малообразованные люди, которых качество обучения не очень волнует.
Юлия Маркова подчёркивает, что в условиях санкций, когда стране требуется решать проблемы с импортозамещением, вопрос подготовки квалифицированных кадров должен быть в центре внимания:
– Те же выпускники специальности «издательское дело» занимаются в том числе созданием макетов упаковки для различных товаров, буклетов в магазинах. Сейчас мы понимаем, что у нас практически всё вокруг импортное, в том числе и упаковка. Кто будет создавать свою? Вот главный вопрос.
Источник: octagon.media
Заставка: wikimedia